|
Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым
официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на
месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных
комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около
двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный
источник по истории развития государственных институтов Новгорода,
так как право пользования ими принадлежало только официальным лицам
администрации. Матрицы печатей вырезывались, как правило,
первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание
злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста
их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев,
подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи
и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную
хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей
прикладного искусства средневекового Новгорода от XI до начала XVI
века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.
Печати древнейшего периода характеризуются поясными
изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам,
лаконичностью символического языка, обозначающего княжескую
принадлежность печати изображением тамги, а церковную —
изображением креста. В XII веке преобладают печати с изображением
святых в рост, позам которых присуща явная статуарность.
С конца XII века эти изображения обретают динамичность. XIII
век — время заметного огрубления художественного стиля и
возникновения стремления дополнить изобразительные сюжеты, несущие
информацию о владельце печати, развернутыми надписями. Этот прием
становится главным в XIV веке. Для последнего столетия новгородской
независимости характерны поиски стабильной эмблематики. Так, уже в
начале XV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы
новгородских концов. Символом Неревского конца становится орел,
Славенского — «лют зверь»,
Плотницкого — Вседержитель, Людина —
воин, Загородского — всадник.
Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках
прикладного искусства предшествующих веков. Многие свинцовые печати
являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде
случаев их анализ позволяет установить единое авторство в
изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений
торевтики.
|