92 KB 70 KB 50 KB 60 KB 67 KB 38 KB 107 KB 88 KB 76 KB 95 KB 67 KB 70 KB

в и с л ы е   п е ч а т и
Фото А. Дорофеева. Увеличенная репродукция: 68 Kb

Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный источник по истории развития государственных институтов Новгорода, так как право пользования ими принадлежало только официальным лицам администрации. Матрицы печатей вырезывались, как правило, первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев, подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей прикладного искусства средневекового Новгорода от XI до начала XVI века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.

Печати древнейшего периода характеризуются поясными изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам, лаконичностью символического языка, обозначающего княжескую принадлежность печати изображением тамги, а церковную — изображением креста. В XII веке преобладают печати с изображением святых в рост, позам которых присуща явная статуарность.

С конца XII века эти изображения обретают динамичность. XIII век — время заметного огрубления художественного стиля и возникновения стремления дополнить изобразительные сюжеты, несущие информацию о владельце печати, развернутыми надписями. Этот прием становится главным в XIV веке. Для последнего столетия новгородской независимости характерны поиски стабильной эмблематики. Так, уже в начале XV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы новгородских концов. Символом Неревского конца становится орел, Славенского — «лют зверь», Плотницкого — Вседержитель, Людина — воин, Загородского — всадник. Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках прикладного искусства предшествующих веков. Многие свинцовые печати являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде случаев их анализ позволяет установить единое авторство в изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений торевтики.


Вислая печать с изображением святого Федора. Свинец, штамп. Вторая половина XI в.: 19 Кб. Вислая печать с изображением апостола Андрея. Свинец, штамп. XII в.: 19 Кб. Вислая печать новгородского князя Святослава Всеволодовича с изображением архангела Гавриила. Свинец, штамп. Начало XIII в.: 21 Кб. Вислая печать Великого Новгорода с изображением кончанской эмблемы -воина. Свинец, штамп. XV в.: 19 Кб.
Вислая печать новгородского тысяц-кого Ивана Александровича. Свинец, штамп.: 17 Кб. Вислая печать новгородского тысяц-кого Ивана Александровича. Свинец, штамп.: 19 Кб. Вислая печать Великого Новгорода с изображением кончанской эмблемы — орла. Свинец, штамп. XV в.: 16 Кб. Вислая печать новгородского княжеского тиуна Есифа с изображением зверя. Свинец, штамп. XV в.: 16 Кб.
Вислая печать Великого Новгорода с изображением кончанской эмблемы — зверя. Свинец, штамп. XV в.: 19 Кб.

92 KB 70 KB 50 KB 60 KB 67 KB 38 KB 107 KB 88 KB 76 KB 95 KB 67 KB 70 KB
Хостинг от uCoz