|
Изделия из кости и рога в древнем Новгороде имели довольно широкое распространение. Тут и предметы чисто бытового утилитарного
назначения — такие, как гребни и расчески, ручки ножей и инструментов, иглы и писала, кресты и иконки, пиксиды и пеналы,
детали боевых луков и коуши от парусной оснастки кораблей, ложки и солоницы. Но особенно многообразны были художественные поделки,
изготовляемые специально для украшения одежды, утвари и других предметов. Всего в новгородской коллекции
насчитывается более сорока категорий вещей из кости. Главным материалом косторезного
производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей, иногда использовали рога быков, туров и даже
моржовую кость. Чтобы превратить кость домашнего животного в поделочный полуфабрикат (для производства шли берцовые, пястные и
плюсневые кости), ее необходимо было обезжирить, а затем распрямить. После длительного процесса вываривания кости в щелоке ее под
сильными прессами расправляли в пластины.
Новгородские косторезы применяли все виды резьбы — контурную, плоскорельефную, объемно-рельефную (часто сочетая ее с
прорезью) и чисто объемную.
В работе по кости начиная с древнейших времен — X века — широко употреблялись все известные
тогда декоративные виды орнамента
— "звериный", растительный и геометрический. Все эти мотивы очень
часто сочетались с излюбленной славянской плетенкой. Наивысшего
искусства новгородские резчики по кости достигли в своих чисто декоративных произведениях — украшениях. Примером таких поделок
являются костяные пластины-накладки для одежды и сумок. Излюбленным сюжетом на этих накладках
являются образы “лют зверя” и грозного чудища-дракона — охранителей микромира человека.
Эти сюжеты хорошо известны в языческом мифотворчестве древних славян. Фантастические
драконы всегда изображались с змеевидным туловищем и крыльями. Фигуры барсов и драконов полны жизни и движения. Их изображения
традиционны для средневекового искусства. Упругие контуры шагающих чудовищ подчеркивались рельефными валиками, окаймляющими овалы блях.
Встречаются и другие сюжеты, например две бляхи изображают русалок, пьющих из рога.
В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для рукоятей конских плеток и посохов. Особенно обилен орнаментальными
вариантами декор гребней и расчесок. Здесь применялись все виды геометрического орнамента. Самым излюбленным украшением был
глазковый орнамент. Обычно на гребне вырезалось от трех до пяти розеток, контур которых
составлялся из маленьких кружков — глазков. В круглых розетках видны следы солнечной символики, которая превратилась уже
в декоративный прием. Кстати, в русском народном искусстве глазковый орнамент дожил до наших дней
в холмогорской резьбе по кости.
Резная кость новгородской коллекции дает богатейший материал для раскрытия истории культуры Новгорода и показывает умение
новгородских косторезов создавать обобщенные художественные образы, достигать выразительности изображения при минимальных
пластических средствах.
|