Дерево в Древней Руси было основным и наиболее массовым поделочным материалом. Из дерева строились жилища и крепостные
сооружения, делались мебель и домашняя утварь, посуда и инструменты, корабли и машины и многое другое. В большинстве этих изделий и
сооружений утилитарная целесообразность сочеталась с красотой. Новгородцы покрывали резным орнаментом и придавали художественную
форму почти каждому творению своих рук — от детской игрушки до строгого намогильного креста. Дерево являлось наиболее податливым
материалом для художественной обработки. Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель, ясень и липа, лиственница и дуб,
береза и можжевельник, яблоня и самшит и другие породы.
Искусство резьбы по дереву, тесно связанное с повседневной жизнью, в ту пору было наиболее массовым видом художественного
творчества, доступным каждому человеку. И взрослый и подросток, свободно владея ножом и резцом, могли умело обработать кусок дерева.
Резчик был одновременно и творцом и исполнителем, а кроме того, и довольно часто, — потребителем своего
произведения. Наиболее массовым, ярким и орнаментальным прикладное искусство из дерева было
в ранний период новгородской истории — в Х–ХП веках. Украшая свой дом, утварь, посуду, корабли, сани и многое
другое, новгородцы одновременно поэтически воспевали природу и создавали предметы,
которые защитили бы их от духов зла — упырей и леших и другой “нечистой силы”, поскольку ими был наполнен, как они считали, весь
окружающий мир. Наиболее излюбленным декором являлись “звериный” и растительный орнаменты
с плавными узорами лент бесконечной плетенки. Позже, в XIII-XIV веках, в связи с
развитием товарности ремесла и распространением христианства, искусство языческой орнаментации
приходит в некоторый упадок. В резьбе по дереву начинают превалировать элементы геометрического
орнамента. Основой всех видов резьбы по дереву служила так или иначе выраженная система выемок в
глубь материала. Резец четко очерчивал на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая по дереву узкую двухгранную канавку
— порезку. Другим приемом орнаментики была плоскорельефная резьба:
дерево между узорами выбиралось, в силу чего фон понижался, а границы рельефного рисунка немного сглаживались. Достаточно
распространенной была и трехгранно-выемчатая резьба, а также
прорезь, чаще всего применявшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек,
разной посуды чаще всего применялась объемно-рельефная резьба. В раздел дерева
включено изображение <Илл. 1> языческого идола из металла, сохранившегося целиком, чтобы дать общее представление о форме
подобных поделок.
|