Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она
достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах
применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные
иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы.
Нагрудные каменные иконки XI-XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались
самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из
розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах,
в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения
патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия,
Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских
мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.
Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка,
найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые
Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить
высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф
разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и
аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря позволяют датировать иконку первой третью XIII века.
В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от
фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских
Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение
своего патрона Георгия.
Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли
собой кирпич из красной или (довольно
редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности
изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В
XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая
лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.
Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные
рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое
другое.
|