92 KB 70 KB 50 KB 60 KB 67 KB 38 KB 107 KB 88 KB 76 KB 95 KB 67 KB 70 KB

к о ж а
Фото А. Дорофеева. Увеличенная репродукция: 51 Kb

Изделия из кожи являются одними из массовых находок на раскопках в Новгороде. Среди них обувь разнообразных моделей, кожаная галантерея, шорно-седельные изделия, художественные аппликации для одежды и утвари, мячи для игр взрослых и детей. Кожаная обувь X-XV веков представлена многообразными моделями поршней (вид обуви, напоминающей современные мягкие тапочки), мягкими башмаками, полусапожками и сапогами. Найдена обувь мужская, женская и детская. Подавляющая ее масса (более 15 тысяч находок) представлена кроем верха, носками, задниками, подошвами, стельками. Целых экземпляров обуви найдено мало, немногим более ста штук. Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Прослеживается необыкновенное единообразие характера орнаментации и его изменение во времени. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетенкой. Вышивку по коже делали шерстяными, льняными и шелковыми нитями. Нити красили в зеленый, красный, желтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом «назад иглой» или «веревочкой», иногда рисунок заполняли ковровым швом. Помимо вышивки обувь украшали узкими ремешками, которые продергивали через ряды прорезей в верхней ее части. Среди кожаной галантереи встречаются разнообразные типы сумок и кошельков, ножны для ножей, кинжалов, мечей, чехлы для топоров, футляры для ложек, рукавицы, поясные ремни, колчаны для стрел и многое другое. На плоских поверхностях изделий техникой тиснения и аппликаций всегда наносились узоры. Основным видом декора был растительный узор, окаймлявшийся иногда геометрическим орнаментом, чаще всего в виде ромба или круга. Иногда наносились сюжетные сценки из животных и людей и даже жанровые изображения христианского культа.

Художественное тиснение по коже делалось следующим образом. Мастер брал предварительно размоченную заготовку кожи, клал ее на деревянную форму, в которой, как на модели, был вырезан будущий узор или изображение, и выдавливал орнамент костяным лощилом. Когда тиснение заканчивалось, кожу вместе с формой сушили на воздухе, после чего сухую заготовку в зависимости от вида изделия кроили.

Многочисленны находки кожаной художественной аппликации в культурных слоях всех веков. Она представлена всеми видами декора — от простых геометрических фигур и растительного узора до изображений птиц и зверей.


Кошелек. Кожа. Начало XV в.: 19 Кб. Кошелек. Кожа с аппликацией. XIV в.: 28 Кб. Кошелек. Кожа. XIV в.: 25 Кб. Кошелек. Кожа. XIV в.: 29 Кб. Кошелек. Кожа. XIII в.: 31 Кб. Сумка кожаная с тисненым растительным орнаментом и бронзовой бляхой. Конец XIII в.: 77 Кб.
Обрывок кожаного пояса с накладками из бронзы в форме человеческих личин. XV в.: 27 Кб. Кожаная аппликация — дракон. Середина XIV в.: 36 Кб. Ножны кожаные с тисненым растительным орнаментом. Конец XII в.: 22 Кб.
Край ажурной туфли. Кожа. Середина XIII в.: 39 Кб. Головка кроя сапога с орнаментом и шитьем. Кожа. XIV в.: 35 Кб. Туфля. Кожа. XIV в.: 27 Кб. Туфля с прорезным ажурным орнаментом. Кожа. XIV в.: 24 Кб.

92 KB 70 KB 50 KB 60 KB 67 KB 38 KB 107 KB 88 KB 76 KB 95 KB 67 KB 70 KB
Хостинг от uCoz