|
Изделия из кожи являются одними из массовых находок на раскопках в Новгороде. Среди них обувь разнообразных моделей,
кожаная галантерея, шорно-седельные изделия, художественные аппликации для одежды и утвари, мячи для игр взрослых и детей.
Кожаная обувь X-XV веков представлена многообразными моделями
поршней (вид обуви, напоминающей современные мягкие тапочки), мягкими башмаками, полусапожками и сапогами.
Найдена обувь мужская, женская и детская. Подавляющая ее масса (более 15 тысяч находок)
представлена кроем верха, носками, задниками, подошвами, стельками. Целых экземпляров обуви найдено мало, немногим более ста штук.
Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Прослеживается необыкновенное единообразие характера орнаментации и
его изменение во времени. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был
растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетенкой. Вышивку по коже делали
шерстяными, льняными и шелковыми нитями. Нити красили в зеленый, красный, желтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом
«назад иглой» или «веревочкой», иногда рисунок заполняли ковровым швом. Помимо вышивки обувь украшали узкими
ремешками, которые продергивали через ряды прорезей в верхней ее части. Среди кожаной
галантереи встречаются разнообразные типы сумок и кошельков, ножны для ножей, кинжалов, мечей, чехлы для топоров, футляры для ложек,
рукавицы, поясные ремни, колчаны для стрел и многое другое. На плоских поверхностях изделий техникой тиснения и аппликаций всегда
наносились узоры. Основным видом декора был растительный узор, окаймлявшийся
иногда геометрическим орнаментом, чаще всего в виде ромба или круга. Иногда наносились сюжетные сценки из животных и
людей и даже жанровые изображения христианского культа.
Художественное тиснение по коже делалось следующим образом. Мастер брал
предварительно размоченную заготовку кожи, клал ее на деревянную форму, в которой, как на модели, был вырезан будущий узор
или изображение, и выдавливал орнамент костяным лощилом. Когда тиснение заканчивалось, кожу вместе с формой сушили на воздухе,
после чего сухую заготовку в зависимости от вида изделия кроили.
Многочисленны находки кожаной художественной аппликации в культурных слоях всех веков. Она представлена всеми видами декора —
от простых геометрических фигур и растительного узора до изображений птиц и зверей.
|