Предыдущая страница Оглавление Следующая страница


Шри Шанкарачарья

Десятистрофье1
(даща-шлоки)


1.
Я не земля, не вода, не огонь и не воздух,
Не пространство2, не орган чувств3, не скопище их.
Ибо невечно все это, пребывающее лишь в сушупти4 ,
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное5.

2.
Я не варна6, не соблюденье правил для варн-и-стадий-жизни,
Нет для меня концентрации, медитации, йоги7...
Ибо исчезла иллюзия «я» и «мое», что в не-Сути8 почву находит.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

3.
Я не мать, не отец, не боги и не миры,
Не Веды, не жертвоприношенья, не места поклоненья,
Ибо все исчезает в сушупти, становясь пустотой абсолютной9.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

4.
Я не учение санкхьяиков, шиваитов иль Панчатантры,
Не учение джайнов, мимансаков10 и прочих,
Ибо высший мне опыт доступен, что дает очищенье11.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

5.
Я не вверху, не внизу, не внутри, не снаружи,
Не в центре, не «между», не спереди и не сзади,
Ибо я всюду, подобно пространству, и по природе своей неделим.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

6.
Я не бел, не черен, не красен, не желт,
Не тонок, не толст, не короток и не длинен,
И формы лишен, ибо света имею природу.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

7.
Я не учитель и не наука, не ученик, не ученье,
Я не «ты» и не «я», и не эта вселенная,
Ибо в истинной сути я просветленье за пределами образов12.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

8.
Бденья нет для меня, сновидений иль глубокого сна,
Я не Атман, обусловленный тремя состояньями13,
Ибо их сущность — незнанье; я — Четвертое, за пределами трех14.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

9.
Всепроникающ лишь Атман, он — высшая цель15,
Он сам в себе совершенен и без опоры в ином,
А весь этот мир нереален, ибо он от ТОГО отличен.
Я — ТО, единое, запредельное, благое, свободное.

10.
ТО — не единое даже; как быть второму, иному чем ТО?
Нет абсолютности и не-абсолютности,
Нет пустотности и не-пустотности:
О, как мне выразить то, о чем все Веданты16 гласят?!


1 Наряду с «Разрушеньем иллюзии» (моха-мудгара, или бхаджа-говинда) — известнейший гимн, приписываемый Шанкаре. Мадхусадана Сарасвати написал к нему комментарий, называемый «Сиддханта-бинду»; вместе с субкомментарием Пурушоттамы это одно из основных произведений адвайта-веданты. Назад...

2 Пять «стихий», «сутей», «элементов», лежащих в основе относительной вселенной. Назад...

3 Индрийа — к ним относят пять органов чувств и пять органов действия. Назад...

4 Свапна-джагара-сушуптам (обычно: джаграт, свапна, сушупти или то же, но в обратном порядке) — последовательные ступени «свертывания» и «развертывания» мира явлений, включающего как физические, так и психические проявления. Назад...

5 Характеристика абсолютного, т. е. Брахмо, обозначаемого термином ТО (тат). Назад...

6 Варна — (часто неправильно называемая кастой) — единица сословного деления в индуистском обществе. Существуют четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи (представителей этих варн называют также «дваждырожденными»), шудры. Назад...

7 Абсолютное за пределами всего относительного. Назад...

8 В не-Сути (ан-атма), т. е. в не-Атмане. Основное категориальное деление адвайта-веданты: Атман (абсолютное) и все остальное, отличное от него и противоположное ему, и потому нереальное, ибо единственная реальность — Атман (Брахмо). Назад...

9 Все относительное в действительности нереально, что показывает даже сам относительный опыт. Сушупти — букв.: глубокий сон (без сновидений) — состояние «растворения», исчезновения явлений, испытываемых в состоянии бодрствования и во время сновидений. Назад...

10 Одно из направлений вишнуизма. Назад...

11 Букв.: ибо благодаря особому постижению (вищишта-анубхути) я чист (ви-щуддха) (т. е. свободен от несовершенства). Назад...

12 Викалпа-асахишну. Назад...

13 Три обычных состояния: бодрствования, сна и глубокого сна без сновидений и турийя — четвертое, высшее состояние. Назад...

14 См. Мандукья-упанишаду. Назад...

15 Таттва-прайогат; прайога — связь, средство, осуществление, причина, мотив. Назад...

16 Т. е. Упанишады. Назад...


Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Хостинг от uCoz