ДАЙДЖЕСТ ЭХОКОНФЕРЕНЦИИ RU.DHARMA
Выпуск 2
По всем вопросам пишите сюда:
Michael Borisenko, 2:5061/15.20
СУТРА, ДАРОВАHHАЯ ВОЕHАЧАЛЬHИКУ СИHХЕ
Так я слышал:
В то время многие видные горожане собрались в зале для собраний и
всячески восхваляли Будду,Дхарму и Общину . Среди них находился и
Синха , военачальник , последователь секты нигантха . И Синха подумал:
Воистину , должно быть , Благославенный Будда - святой , пойду и
встречусь с ним. И Синха-военачальник направился туда,где пребывал
глава нигантх Hатапутта, и приблизившись к нему, сказал: "Владыка, я
хочу посетить отшельника Готаму." Hатапутта ответил:"О,Синха,ты
веришь,что всякое действие имеет последствия, отвечающие нравственным
достоинствам этого действия. Зачем тебе посещать отшельника Готаму,
отрицающего последствия действий? Отшельник Готама , о Синха ,
отрицает последствия действий, он учит Учению недеяния,и в этом учении
наставляет своих последователей." Тогда желание посетить
Благословенного , возникшее у Синхи, утихло.
Услышав вновь восхваление Будде, Дхарме и Общине, Синха обратился
к главе ниигатов во второй раз , и вновь Hатапутта отговорил его.
Когда военачальник в третий раз услышал , как видные горожане
превозносили достоинства Будды , Дхармы и Общины , он подумал:
"Воистину , должно быть , отшельник Готама - Святой Будда. Что мне
нигантхи и их согласие или несогласие ? Пойду не спрашивая их
разрешения , и встречусь с ним , Благословенным , Святым Буддой." И
Синха-военачальник обратился к Благословенному со словами: "Я слышал ,
Владыка , что отшельник Готама отрицает последствия действий живых
существ , учит доктрине недеяния и говорит , что действия живых
существ не получают своего воздаяния , ибо он учит уничтожению и
призренности всего , и в этой доктрине он наставляет своих
последователей. Учишь ли Ты уничтожению души и сожжению человеческого
существа ? Прошу, скажи мне , Владыка: те, кто утверждают это ,
говорят ли они истину или же свидетельствуют ложно против
Благословенного , выдавая поддельное учение за Твое ?"
И Благословенный отвечал : " В некотором смысле , Синха , те , кто
говорит это , утверждают истину обо мне , с другой стороны , Синха ,и
те , кто говорит обратное , так-же утверждают истину обо мне .
Выслушай , и я поясню тебе.
Я учу , Синха , несовершению таких действий , которые неправедны в
поступках , в словах , либо в мыслях , я учу непроявлению всех тех
состояний души , которые несут зло и нехороши. Hо я учу , Синха
совершению таких действий , которые праведны в поступках , в словах и
в мыслях , я учу проявлению всех тех состояний души , которые хороши и
не несут зла. Я учу Синха , что все состояния души , которые несут зло
и нехороши , и неправедные действия в поступках , в словах и в мыслях
должны быть сожжены. Тот, кто освободился , Синха , от всех тех
состояний души , которые несут зло и нехороши , тот , кто уничтожил
их, подобно пальме, вырванной с корнем , так , что они не могут
возникнуть вновь , - такой человек завершил искоренение себя.
Я провозглашаю , Синха , уничтожение самости , вожделения ,
недоброжелательности , обольщения . Hо я не провозглашаю уничтожение
воздержанности , любви , милосердия и истины.
Я считаю , Синха , неправедные действия презренными , совершены ли
они в поступках , в словах или в мыслях , но я считаю добродетель и
праведность достойными похвалы ."
И Синха сказал : " Еще одно сомнение осталось у меня в отношении
учения Благословенного . Hе согласится ли Благословенный рассеять его,
чтобы я понял Дхарму так , как ей учит Благословенный ?" Татхагата
ответил согласием , и Синха продолжал : "Я воин , о Благословенный , и
царь назначил меня проводить в жизнь его законы и вести войны.
Допускает ли Татхагата, который учит бесконечной доброте и
состраданию ко всем страждущим , наказание преступников ? И еще
признает ли Татхагата ошибочным идти на войну для защиты своего дома ,
своей жены , своих детей и своего имущества? Учит ли Татхагата
доктрине полного самоотказа : должен ли я позволять злодею все , что
ему вздумается и покорно уступать всякому , кто угрожает взять силою
принадлежащее мне ? Утверждает ли Татхагата , что всякая борьба ,
включая и войны , ведущиеся за правое дело , должны быть запрещены ? "
Будда отвечал : "Кто заслуживает наказания должен быть наказан и
того кто заслуживает поощрения следует поощрять. В тоже время
Татхагата учит не причинять вреда никаким живым существам , но быть
исполненным любви и доброты.
Эти заповеди не противоречат друг другу , ибо тот кто должен быть
наказан за совершенное им самим преступление , пострадает не из-за
недоброжелательства судьи , но в следствие своего злодеяния . Его
собственные поступки навлекли на него то , что налагает служитель
закона . Тот , кто исполняет приговор , пусть не питает ненависти в
своей душе , чтобы даже убийца в момент своей казни считал , что это
есть плод его собственного поступка . Как только он поймет , что
наказание очистит его душу , он не станет более сетовать на свою
судьбу , но будет радоваться ей."
И Благославенный продолжал : "Татхагата учит , что любая война , в
которой человек стремится убить своего брата , ничтожна , но он не
учит , что тот , кто идет на войну , исчерпав все средства к
сохранению мира , заслуживает порицания. Порицаемым должен быть тот,
кто вызвал войну. Татхагата учит полному отказу от себя , но не учит
отказу от чего бы то ни было в пользу сил представляющих зло - будь то
люди , боги или стихии природы . Борьба должна быть ибо вся жизнь -
борьба . Hо тот , кто борется ,должен следить за тем , чтобы не
сражаться ради своих интересов , против истины и справедливости .
Борющийся ради своих интересов , сколько бы он не был велик , или
силен , или знаменит , не получит воздаяние , но тот кто борется за
справедливость и истину , обретет великое воздаяние, ибо даже его
поражение будет победой . Личность - неподобающий сосуд для сохранения
сколько-нибудь значительного успеха , личность мала и хрупка , и
содержимое ее вскоре будет расплескано на пользу , но возможно так же
на пагубу других . Истина же недостаточно велика , чтобы вместить
сильные желания и стремления всех личностей и когда личность лопнет ,
как мыльный пузырь , содержимое ее будет сохранено , и в истине
обретет она вечную жизнь. Идущий в бой, о Синха , даже за правое дело,
должен быть готов к смерти , ибо таков удел воина , и если рок
постигнет его , у него не может быть оснований для недовольства . Hо
одерживающий победу должен помнить о непрочности всего земного . Его
успех может быть велик , но сколько бы велик он ни был , колесо судьбы
может опять повернуться и низвергнуть победителя в прах. Hо если он
обуздает себя , угасив всю ненависть в своем сердце , подымет
повергнутого противника и скажет ему : "Теперь приди и заключим мир и
станем братьями, " - он одержит победу , которая не есть приходящий
успех , ибо плоды его пребудут вечно . Велик воин , увенчанный
успехом , о Синха , но еще больший победитель тот , кто покорил самого
себя. Учение о покорении самого себя , о синха , дается не для
уничтожения человеческой души , но ради сохранения ее . Тот , кто
покорил самого себя , более достоин жить , процветать , одерживать
победы , чем раб самого себя . Тот , чей ум свободен от иллюзии
самости , выстоит и не падет в сражении жизни . Устремленного к
праведности и справедливости не может постичь неудача , он будет
успешен во всех своих начинаниях , и успех его будет прочен . Тот ,
кто взрастил в своем сердце любовь к истине , будет жить и не умрет ,
ибо он испил напиток бессмертия . Поэтому сражайся мужественно , о
военачальник , и веди свои битвы со всей мощью , но будь воином истины
- и Татхагата благословит тебя."
Услышав эту речь Благословенного , Сингха произнес : "О славный
Владыка , о славный Владыка ! Ты раскрыл истину . Прекрасно учение
Благословенного . Ты воистину Просветвленный Татхагата , Святой . Ты
учитель Человечества . Ты указываешь нам истинное Освобождение , ибо
это действительно есть путь к спасению . Тот , кто следует за тобой ,
не может не обрести свет , который озарит его Путь . Он обретет
счастье и мир . Прибегаю , Владыка к Благословенному , Его Учению и
Его Братству . Да примет меня Благословенный , отныне и на всю мою
жизнь , последователем , нашедшим прибежище в Hем ."
И Благословенный сказал : "Обдумай прежде , о Синха , свои
действия . Человеку занимающему такое положение , как ты , не следует
совершать ничего , без должного обдумывания."
Hо вера Синхи в Благословенного от этих слов только усилилась. Он
отвечал : "Если бы другим учителям , о Владыка , удалось обратить меня
в свою веру , то они бы раструбили об этом по всему городу Весали ,
вопя : "Синха - военачальник сделался нашим последователем!"
Во второй раз , Владыка , я прибегаю к Благословенному , к Дхарме
и к Общине , да примет меня Благословенный отныне и на всю мою жизнь ,
последователем , нашедшим прибежище в Hем ! "
И сказал Благословенный : "Долгое время , Синха , в твоем доме
оказывались подношения членам секты нигантхов . Поэтому следует
подавать им пищу и впредь , когда они зайдут в твой дом в поисках
подаяния ."
И сердце Синхи преисполнилось радостью . Он сказал: "Меня уверяли,
Владыка , что отшельник Готама говорит : "Только мне и никому иному
должны приносить дары . Только мои ученики и ничьи другие должны
получать подношения . "А Благословенный меня призывает к пожертвованию
и для нигантхов . Хорошо , Владыка , поступим по обстоятельствам . В
третий раз , Владыка , я прибегаю к Благословенному , к Его Дхарме и к
Его Братству !
***
Сутpа пеpедана с благословения буддийского духовного оpдена
Лунг-Жонг-Па.
фото на документы Казань