ДАЙДЖЕСТ ЭХОКОНФЕРЕНЦИИ RU.DHARMA
Выпуск 1
14 октября 1997г. - 18 января 1998г.
СУТРА СЕРДЦА ПРАДЖHЯ-ПАРАМИТЫ
(Праджняпарамита хридайя сутра)
Источник: Альманах "Буддизм в переводах", вып.2, С.-Петербург,
"Андреев и сыновья", 1993.
Перевод с китайского, комментарии сокращены.
Пражджня-парамита: Запредельная Премудрость, видение реальности
как она есть.
* * *
Бодхисаттва Авалокитешвара *1) во время осуществления глубокой
праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты. Тогда он
избавился от всех страданий, перейдя на другой берег.
Шарипутра! *2) Материя не отлична от пустоты. Пустота не отлична
от материи. Материя - это и есть пустота. Пустота - это и есть
материя. Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания
так же точно таковы.
Шарипутра! Все дхармы имеют пустоту своим сущностным свойством.
Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не
увеличиваются и не уменьшаются. Поэтому в пустоте нет материи, нет
групп чувства, представлений, формирующих факторов и сознания *3),
нет органов зрительного, слухового, обонятельного, вкусового,
осязательного и ментального восприятия *4), нет зримого, слышимого,
обоняемого, вкусоощущаемого, осязаемого, нет и дхарм *5); нет ничего
от сферы зрительного восприятия и до сферы ментального восприятия *6).
Hет заблуждения и нет прекращения заблуждения и так вплоть до
отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и
смерти *7). Hет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и
Пути *8). Hет мудрости и нет обретения, и нет того, что было бы
обретаемо.
По той причине, что бодхистаттвы опираются на праджня-парамиту, в
их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют
препятствия, отсутствует и страх. Они удалили и прокинули все иллюзии
и обрели окончательную нирвану.
Все Будды трёх времён *9) по причине опоры на праджня-парамиту
обрели аннутара самьяк самбодхи *10).
Посему знай, что праджня-парамита - это великая божественная
мантра, это мантра великого просветления, это наивысшая мантра, это
несравненная мантра, могущая отсечь все страдания, наделённая истинной
сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой
праджня-парамиты. Эта мантра гласит: "Гате, гате, парагате,
парасамгате, бодхи, сваха!" *11)
Сутра сердца праджня-парамиты закончена.
* * *
ПРИМЕЧАHИЯ
1) Авалокитешвара - великий бодхисаттва махаянского буддизма.
2) Один из учеников Будды.
3) Здесь перечисляются пять скандх, т.е. групп элементов(дхарм),
образующих эмпирическую личность: группа материи,
чувствительности(приятное, неприятное,нейтральное), образования
представлений, формирующих факторов(волевой аспект психики) и группа
сознания.
4) Здесь перечисляются индрия - шесть органов восприятия, к
которым относится и "ум" - манас.
5) Объекты чувственного восприятия, вишая. Под дхармами здесь
имеется в виду "умопостигаемое" как объект манаса.
6) Здесь содержится свёрнутое перечисление элементов
психики(дхарм).
7) Здесь свёрнутое перечисление элементов "причинно-зависимого
происхождения": неведение - влечение - сознание - имя и форма - 6 баз
чувтсвенного восприятия - соприкосновение органов чувств с их
объектами - чувство приятного, неприятного или нейтрального -
вожделение - стремленпе к желаемому - полнота жизни - новое рождение -
старость - смерть.
8) Здесь перечисляются и отрицаются Четыре Благородные Истины
буддизма.
9) То есть Будды прошлого, настоящего и будущего.
10) Совершенное и полное пробуждение - высшая цель буддизма
Махаяны, обретение состояния Будды.
11) Условный перевод: "О, переводящая за пределы, переводящая за
пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов
беспредельного, пробуждение, славься!"
Бизнес в Сети, не выходя из дома: куплю программу 1с. . Все самые важные новости Сочи на www.itar-tasskuban.ru.