http://www.russ.ru/netcult

Кибернетические аспекты человеческого общения
Дата публикации:  10 Сентября 2000

Мы продолжаем тему, затронутую в предыдущей статье цикла, и переходим к ее наиболее важным практическим приложениям.

Человеку не нужен Космос, человеку нужен другой человек". Станислав Лем

Межличностная коммуникация

Я стараюсь максимально позитивно излагать материал и, следуя собственным рекомендациям, избегать негативных оценок чего-либо. Однако в случае рассмотрения процесса общения между людьми в его наиболее общем аспекте, трудно удержаться от констатации того, что подавляющее большинство людей делает все от них зависящее, чтобы не быть понятыми и не понимать того потока информации, который к ним обращен. Надеюсь, что вышесказанное не распространяется в полной мере на внимательного читателя, который взял на себя нелегкую работу разобраться в нашей статье. Необходимо признать, что, по крайней мере, в организации процесса обмена информацией творения человеческих рук и сознания продвинулись гораздо дальше, чем их среднестатистический создатель. Попробуйте понаблюдать за каким-либо бытовым диалогом с точки зрения соблюдения элементарных правил, составляющих основу любого коммуникационного протокола.

Во-первых, обратите внимание на контроль над потоком информации. Уверен ли говорящий, в том, что его собеседник готов к приему данных? А если и уверен, то соответствует ли это действительности? Как правило, никто даже не задает себе такого вопроса. Поток информации, особенно если она несет в себе эмоциональную нагрузку, просто выплескивается в окружающее пространство. А он никому не нужен...

Можно возразить, что модем или порт в явном виде получает сигналы RTS/CTS или "готов приемник"/"готов источник" и просто не может продолжать передачу очередного блока информации, если не пришло подтверждение о приеме предыдущего и готовности к приему последующего. Но это-то, как раз и замечательно!
Несколько сеансов наблюдений приведут вас к уверенности, что нам следует говорить в десять раз меньше, если вообще следует, в случае строгого соблюдения протоколов обмена, которые мы сами же и придумали для наших собственных изделий. Нам ведь тоже никто не мешает получать информацию о готовности приемника (собеседника) по ряду очевидных признаков. Я не буду их здесь перечислять. Любой человек может, если захочет, конечно, определить, слышат ли его. Просто обычно мы не утруждаем себя подобным вопросом, так как типичный ответ на него - отрицательный. Так что обет молчания, который соблюдали многие монахи и подвижники прошлого - не более чем тренировка наблюдательности и экономия усилий, а не самоограничение. Если не затрагивать крайности, то придется признать, что в искусстве человеческой коммуникации самое главное - говорить только тогда, когда вас действительно хотят услышать, что означает - почти все время, за редким исключением, хранить молчание и научиться слушать и слышать. Более того, мы обладаем возможностью осознано формировать сигнал типа "готов приемник" с помощью техники активного слушания. Так, например, периодический контакт глазами, кивание в такт речи говорящего, ненавязчивые междометия, отражающие то, что вы эмоционально присоединяетесь к говорящему - все это известные приемы практической психологии. Они подтверждают, что передаваемый поток информации принимается и воспринимается вами. На более высокой ступени добавляется техника "отзеркаливания", когда ваша поза и жесты повторяют жестикуляцию говорящего; дыхание и даже сердцебиение входит в тот же ритм.

Чем не синхронизация несущей? Однако, чаще всего, эти приемы используются лишь для имитации заинтересованности в получаемой информации. Обычно, целью применения подобных техник является постепенный переход в позицию "ведения" после того, как ваш собеседник выговорится до изнеможения, ведь его, возможно, никто и никогда в жизни не слушал с таким интересом. А психологически грамотный "приемник" информации прямиком сливает ее через нуль-порт в никуда, ожидая, со скрытым нетерпением, момента перехвата инициативы. К счастью, конечно, есть один или два человека, которым не все равно, что вы там говорите, но они не всегда рядом с вами. Второй момент, обязательно предусмотренный протоколом обмена, включает в себя выбор системы команд и кодировки. Здесь тоже далеко не все благополучно и требует коррекции. Следует помнить, что слова представляют собой вторичный продукт мыслительного процесса. В основе работы сознания лежат операции над логическими объектами и схемами. А здесь, сколько людей, столько и вариантов. У кого-то мышление оперирует зрительными образами, а у кого-то доминируют ощущения или "звуковое сопровождение". И в этих различиях внутренних систем представления информации бесчисленное множество возможностей быть не понятым, даже будучи услышанным. Как часто мы реализуем их все! Главный вывод заключается в том, что глубокое взаимопонимание достижимо только в случае совпадения основных механизмов представления информации, которое может быть либо случайным, либо предопределенным, так как мы сами не в силах изменить ни чужую, ни, даже, свою собственную базовую систему ввода-вывода и первичной обработки информации. Каждое такое совпадение является драгоценным подарком, который мы не всегда умеем ценить.

Конечно, для достижения своих целей можно научиться имитировать перестройку системы базовых образов. Более того, можно внедрять в мышление собеседника сценарии поведения, анкеры и ключи, чем и занимается нейро-лингвистическое программирование, простейшие, но вполне эффективные приемы которого легко усвоить из популярной литературы. Однако хочу сразу предостеречь - их использование без глубокого понимания законов бытия и осознания своего права на "подгрузку" в чужое сознание активных компонентов (plug-in) редко проходит безнаказанно, даже при кажущейся успешности первых опытов. Реакция на неправомерные действия всегда приходит, и чем дальше, тем быстрее. Причем для того, чтобы найти настоящий источник неожиданного и, казалось бы, необъяснимого удара, придется проанализировать множество давно забытых контактов за долгие годы. Однако в ряде случаев право влиять на чужое сознание все-таки существует. Более того, его реализация может быть выполнением вашей инструментальной роли по отношении к кому-либо, кто на самом деле в нем нуждается. Правильный ответ на вопрос о правомерности вмешательства приходит только интуитивным путем.

Если вы внимательно анализировали взаимоотношения и различные аспекты общения, то, наверное, заметили, что в процессе коммуникации между собой люди занимают неравноправные позиции, которые часто не имеют ничего общего с возрастом, служебным положением или иными жизненными атрибутами. Человек может испытывать непонятное ему самому тяготение к другому и готовность занять подчиненную позицию, что воспринимается противоположной стороной как должное. Существование пар ведущий-ведомый не требует доказательств, но часто структура взаимоотношений принимает более сложную конфигурацию.

Здесь уместно напомнить о том, что мы лишь рабочие станции в сети, каждой из которых определен ее уровень домена или место в иерархии взаимоотношений.
Занимаемый уровень не являются неизменным, однако перемещение в соответствующем направлении (не всегда в сторону повышения) занимает более длительные сроки, чем обычный период физического существования, причем нерешенные задачи и схемы взаимоотношений на сверхсознательном уровне переходят из одной реализации в другую.

Далее мы вновь затронем трехуровневую модель сознания, показанную в предыдущей статье, где приведены и основные определения. Как и в структуре стека протоколов TCP/IP, межличностные коммуникации на различных уровнях происходят независимо друг от друга и не обязательно затрагивают осознаваемый логический уровень.
Кроме осознаваемого логического уровня нашей фронтальной личности, существует сверхсознательный духовный уровень общения и подсознательный физический уровень. Именно они определяют часто необъяснимо возникающие симпатии или антипатии по отношению к другим людям. Сверхсознательный уровень обеспечивает связь с надличностными и межличностными объемами информации и содержит сохраненные блоки логических конструкций и образов предшествующих реализаций. На этом уровне мы никогда ни с кем не расстаемся навсегда. Он же определяет наше место в домене и постоянные связи, продолжающиеся от одной реализации к другой. Механизмы коммуникации здесь не всегда ясны, так как включают в себя пока не объясненные принципы дальнодействия, выходящие за временные и пространственные рамки, что, впрочем, не так уж и важно, так как нас интересует именно информационная сторона, а не механизм реализации.

Физический подсознательный уровень тесно связан с простейшими эмоциями и инстинктивной основой наших действий и мотивации. В плане общения и взаимоотношений он определяет предпочтительного партнера с точки зрения генетической комплиментарности, то есть возможности производства наиболее жизнеспособного потомства. Несмотря на бесчисленное множество возможных генотипов, существует ограниченное количество устойчивых жизнеспособных комбинаций, выражающихся внешними данными (цвет волос, глаз, особенности комплекции), которые наиболее привлекают. Иногда хромосомная кодировка дает сбои при определении пола партнеров. Такие связи тоже могут являться продуктивными, но не в смысле воспроизводства. В физическом коммуникационном уровне участвует вся гамма органов чувств, включая обоняние, осязание и механизмы информационного и энергетического близкодействия, непосредственно влияющие на эмоциональную сферу.

Очевидно, что устойчивые партнерские отношения между людьми возможны при совпадении параметров во всех трех или, хотя бы, двух уровнях. Такое совпадение случается достаточно редко, чем и обусловлена извечная тема непонимания и разочарования, выражающаяся во всем разнообразии измен и разрывов. Различие в значимости уровней заключается в том, что связи на сверхсознательном плане существуют вне времени и не имеют пространственных ограничений, не всегда являясь единственными, но всегда - уникальными и предопределенными, в то время как генетическая комплиментарность может иметь множество различных вариантов для конкретной ситуации "здесь и теперь".

Так что если рядом с вами есть человек, который вас действительно понимает, которому не все равно, что вы чувствуете и о чем вы думаете, забудьте обо всем, и знайте - вам необыкновенно повезло. Из миллионов возможных вариантов партнеров вы получили свой единственный и бесценный подарок. Постарайтесь оценить его по достоинству и сохранить.

Коммуникация человек - машина

Только лишь в рамках одной вышеназванной темы можно было бы сказать очень многое, особенно принимая во внимание профессиональное отношение к вопросу многих читателей. Но сейчас ограничимся лишь несколькими основными тезисами.

В первом приближении информационное взаимодействие человек - машина ничем не отличается от коммуникации человека с человеком или человека с природой (в общем случае - с окружающей средой) и здесь выполняются все те же самые основные закономерности. Но, созданная человеком и для человека, она допускает более тесную интеграцию в сознание человека-оператора, становясь, таким образом, продолжением и отражением его внутреннего состояния, а, следовательно, речь идет скорее о внутрисистемном взаимодействии или одном из вариантов внутреннего диалога, носящего, в данном случае, конструктивный характер. Подобная интеграция облегчается тем, что человек создает машину по "образу и подобию своему", так как иные способы обработки информации нам просто неизвестны, хотя, вероятно, и существуют. Машина является средством для того, чтобы разгрузить сознание от рутинной работы и освободить его ресурсы для включения интуитивных способностей, облегчив интеграцию во внеличностные информационные процессы.

Существует много иллюстраций взаимосвязи подсознательного и сверхсознательного статуса человека с состоянием его машины. Естественно, речь идет именно о персональном компьютере, а не о многопользовательских системах, где эти связи относятся к разряду межличностных и менее очевидны.

Чтобы пояснить свою мысль приведу несколько наиболее наглядных примеров. Большое количество ярлыков на рабочем столе, ведущих в никуда, говорит о неопределенности целей и "разрухе" в сознании, так же как и хаотическое распределение пользовательских файлов в различных местах диска свидетельствует о жизненной неустроенности и неупорядоченности в мыслях. Здесь нельзя определить, что есть причина, а что - следствие. И то, и другое - просто диагностические признаки, которые могут быть подсказками. Аналогичным образом эмоциональная возбудимость оператора часто негативно сказывается на стабильности работы сети. Здесь мы имеем дело со своего рода наводками и помехами, которые могут быть выражены в конкретных физических закономерностях, хотя на первый взгляд, их механизм не очевиден. Обратная связь между эмоциональным состоянием оператора и машиной проявляется в виде депрессии средней тяжести, возникающей, если система "рухнула", и дело здесь не только в нарушенных рабочих планах или потерянной информации. Подобная ситуация может быть предупреждающим знаком к которому надо прислушаться и, возможно, что-то изменить в направлении своей работы или жизни. Машина может служить чувствительным индикатором сверхсознательных предопределений (кармы). Так, например, по моим наблюдениям, бездетные женщины среднего возраста часто обладают загадочной способностью "завешивать" систему. Здесь наблюдается восприимчивость машины к блокировке воспроизводства. Кроме диагностики состояния человека, эти зависимости можно использовать и для конкретных целей, например - обеспечения долгого и безотказного функционирования машины. Проявление по отношению к ней положительных эмоций, символическая протирка пыли и просто поглаживание рукой способствует безотказной работе "железа". Важно даже и то, как вы называете машину про себя и в слух. Доброе слово и кошке приятно, а вашей "железяке" - и подавно. Конечно, дело здесь не в словах, а в совокупности информационных и энергетических воздействий, которые вы оказываете не только на машину, но и на окружающих людей и происходящие вокруг вас события.

Я думаю, что любой человек, имеющий опыт общения с машиной и с техникой вообще, может привести гораздо больше примеров "мистических" проявлений в работе любого достаточно сложного устройства. Подобные истории образуют своеобразный технический фольклор, к которому относятся и некоторые "морские рассказы". Хочу пояснить, что эти похожие на суеверия закономерности имеют под собой совершенно реальную основу и выполняются в соответствии со своими вероятностями вне зависимости от нашего понимания или восприятия, отражая все сознательные и бессознательные уровни коммуникации тем сильнее, чем глубже произошла интеграция технических возможностей и ресурсов в наше сознание.

Из этого следует и очевидный прогноз - все большая степень интеграции машины с сознанием человека в ближайшем будущем, особенно за счет развития мультимедийных средств, формирующих виртуальную реальность, и возможностей непосредственного биоэлектрического интерфейса (в примитивном виде - разъем за правым ухом или имплантированный радиомодем). Основное направление развития видится не в создании сверхкомпьютеров с признаками личности, а в наиболее плотном слиянии человеческого сознания с возможностями вычислительной техники. Скорее всего, красивые сказки о бунте машин так и останутся не более чем обрамлением для динамичных сюжетов ненаучной фантастики. В нашем сознании и так существует много процессов и самодостаточных программ, своего рода странников и агентов, действующих внутри и во вне нас, среди которых осознаваемая личность - лишь одна из относительно автономных оболочек. Добавление к ней еще одного машинного уровня, интегрированного в общий информационный процесс и по своей структуре повторяющего сознание человека, за исключением клинических случаев шизофрении, не создаст принципиально новых конфликтов.

На этой, на мой взгляд, оптимистической ноте, я хочу завершить эту статью. Конечно, она не лишена внутренних противоречий, но именно в них и заключается импульс к дальнейшему развитию. Работа представляет в своем нынешнем виде условно упорядоченную последовательность тезисов, каждый из которых может стать предметом дискуссии, но мне было крайне важно выразить их, пусть даже в несовершенной форме. Постоянно нарастающее субъективное, а, возможно, и объективное, ощущение сжатости и насыщенности времени заставляет спешить.




Хостинг от uCoz