Вон Кью Кит


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЗЭН


Глава 19

ДЗЭН ВЫСОЧАЙШЕГО ДОСТИЖЕНИЯ



Созерцание одноточечности [сознания] и созерцание не-сознания

Мирские и надмирские фyнкции медитации

Неyмение постичь надмирское

Различные типы бyддийской медитации

Достижение одноточечности сознания
в дзэн Так Приходящего (дзэн Татхагаты)

Поиск изначального облика в дзэн патриархов



В дзэн-буддизме, как и в иных, духовных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерцания) используется для [обретения] надмирской цели, но многие прибегают к медитации для решения более насущных, мирских задач.


МИРСКИЕ И НАДМИРСКИЕ ФУНКЦИИ МЕДИТАЦИИ

Многие, включая буддистов, возможно, и не осознают того, что медитация является самой важной практикой в буддизме, поскольку составляет само существо обретения нирваны. Современный наставник Тхеравады преподобный Шри Дхаммананда описывает то положительное, что несет с собой медитация:

Непосредственной задачей медитации является обучение сознания и действенного, продуктивного использования его в нашей повседневной жизни. Конечная цель медитации — поиски освобождения от колеса сансары — круговорота жизни и смерти.

Красоту и точность этих слов мы оценим глубже, когда поймем, что они указывают нам путь обретения высочайшей цели как в мирском, так и надмирском планах. В нашей мирской повседневной жизни обученное (натренированное) сознание окажется более продуктивным по сравнению с необученным, к примеру, для художника при создании шедевра, для ученого при проведении исследования, которое может переломить ход событий в науке, либо для философа при постижении им некой великой истины. Даже обычным людям обученное сознание позволяет достичь более высоких результатов при выполнении любых мирских задач.

В буддизме, как и в других религиозных или духовных дисциплинах, адепт стремится преодолеть мирское, чтобы достичь надмирского. И обученное сознание не только имеет преимущество, но зачастую является основой в достижении надмирских целей. На самых первых уровнях иногда адепту удается без обучения сознания испытать надмирское, скажем, глубокое переживание своей близости с природой или присутствие Бога. Но для достижения более высоких уровней надмирского необходимо обученное сознание.

Следует отметить различие между обучением сознания и простым информированием мозга. Действительно, можно сказать, что вся современная, особенно западная, система воспитания сосредоточена главным образом на большом объеме знания, а не на развитии самого сознания! Обычно современные воспитатели руководствуются правилом: для укрепления своего тела занимайтесь физическими упражнениями; для укрепления вашего ума делайте умственные упражнения. Обычно западные физические упражнения включают бег, растяжку и подъем тяжестей, а умственные упражнения включают изучение таких дисциплин, как логика, математика и право. С точки зрения шаолиньской традиции, как и многих других восточных традиций [воспитания], такая практика не что иное, как попытка поставить телегу впереди лошади. Способность бегать, растягиваться и поднимать тяжести является следствием физической силы, а не причиной; равным образом обученное сознание (натренированный ум) позволяет человеку успешно овладевать такими дисциплинами, как логика, математика и право, но не наоборот.

Полезно также понять, что человек, разбирающийся в мирских или даже надмирских проблемах, не обязательно обладает сознанием, обученным надмирскому развитию [заключенных в нем потенций]. Следующая притча, популярная и в христианстве, и в исламе, послужит здесь хорошим примером.

Некий священник, или имам, приплыл на затерянный в океане остров и после долгих месяцев своей горячей проповеди обратил его жителей в собственную веру. После этого он отплыл на родину. Когда решил бросить прощальный взгляд на оставшийся вдали остров, то, к своему удивлению, заметил три огонька, двигающихся по воде к его лодке. Когда огоньки приблизились, он разглядел своих трех наиболее преданных новообращенных. Оказывается, они шли к нему по морю.

Приблизившись к лодке, они сказали: "Ваше святейшество, мы забыли, как говорить нам после вознесения молитв Господу: амен или аминь. Пожалуйста, наставь нас в этом, чтобы по возвращении мы смогли верно возносить наши молитвы". Тронутый до слез их преданностью, его святейшество сказал: "Друзья, не важно, произносите вы “амен” или “аминь”, главное — продолжайте молиться, как и прежде, ибо вы обрели духовный уровень гораздо больший, чем у меня".

Как же нам следует упражняться в своем духовном развитии? Посредством созерцания (медитации). Медитация — это обучение сознания достижению более высоких состояний реальности, когда медитатор начинает постигать, что он нечто большее, чем собственно физическое "я". Само обучение не обязательно происходит в позе лотоса, хотя многие духовные дисциплины, такие, как буддизм, даосизм и йога, советуют именно ее для [обретения] высочайших достижений [сознания]. В обучении сознания следует отметить две принципиально важные стороны: сосредоточение сознания и возможность его расширения. В дзэн-буддизме, как и в других духовных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерцания) используется для достижения надмирских целей, но многие прибегают к медитации для решения более насущных, мирских задач.


НЕУМЕНИЕ ПОСТИЧЬ НАДМИРСКОЕ

Неумение различать надмирскую и мирскую функции медитации привело ко многим недоразумениям среди ученых и философов. Удивляет, к примеру, заявление А. В. Гримстоуна, редактора зарекомендовавшей себя с лучшей стороны книги Кацуки Сэкиды "Занятия дзэн: методы и философия".

Цель занятий дзэн существенно не отличается от того, что некоторые западные авторы определили как верно выбранный объект нравственных усилий.

Если бы это походило на истину, то людям, включая государей и наследных принцев, не нужно было бы отрекаться от своей мирской жизни, чтобы практиковать дзэн. (Действительно, своей властью государь способствовал бы взращиванию и распространению нравственных ценностей, которые не выходят за рамки мирского.) Удивительно, как Гримстоун может верить тому, что "занятия дзэн позволяют нам прожить нашу жизнь как можно лучше" и ничего больше, тогда как многие места самой книги Кацуки Сэкиды указывают на то, что цели занятий дзэн лежат вне обычной жизни и мирской морали:

Успокоением деятельности нашего сознания достигается то состояние, где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляющие скрепы [омраченного] сознания.

Такое состояние одновременного всматривания в свою собственную природу и природу вселенскую достигается только в том случае, когда сознание лишено своего привычного способа мышления.

Так как Гримстоун знаком с этими утверждениями автора, наставника дзэн, он, вероятно, просто не понимает, что состояние, "где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляющие скрепы [омраченного сознания]" и "когда сознание лишено своего привычного способа мышления", относится к надмирскому измерению, совершенно отличному от нашего повседневного бренного мира. Но что такое "надмирское"? Оно относится к конечной реальности, которая, естественно, находится вне мирского, повседневного, феноменального мира, воспринимаемого обыденным сознанием. Это то, что выдающийся парапсихолог Лоуренс Ле Шань именует "ясновидящей реальностью", совершенно отличной от нашей повседневной чувственной реальности. В первой, согласно общей теории относительности Эйнштейна и единой теории поля,

...вся вселенная проявляется как одно элементарное поле, где каждая звезда, каждый атом, каждая блуждающая комета, и медленно вращающаяся галактика, и движущийся электрон предстают в виде ряби или выпуклости на поверхности пространственно-временного единства (континуума).

Сам же Лоуренс Ле Шань говорит:

Человек не может длительное время жить в состоянии полного осознания своей погруженности в ясновидящую реальность. Он не выдержит биологически длительное пребывание в подобном состоянии. Жить же, однако, сознательно в состоянии неведения относительного существования самой этой реальности, значит, умалять человеку самого себя, обкрадывать собственный потенциал.

Лоуренс Ле Шань полагает, что человек не способен долго прожить в ясновидящей реальности из-за отсутствия в ней различия между отдельными существами и отсутствия пространства и времени. Возможно, если бы Ле Шань знал, что в учении дзэн то, что он называет ясновидящей реальностью, является конечной реальностью, постижение которой и составляет высшую цель подвижников дзэн и многих других духовных учителей, то он ощутил бы себя способным и выжить биологически в мирском измерении, и реализовать весь свой потенциал в надмирском измерении.

Томио Хираи, который 20 лет изучал научные основы медитации дзэн и пришел к выводу, что "дзэн служит богатым источником средств, помогающим сбросить с себя оковы тяжелых социальных условий настоящего времени как для мирянина, так и для священника", говорит удивительные вещи:

Я не думаю, что только медитация дзэн способна привести в состояние просветленности. Не связанное никакой религиозной верой или догматом, само просветление, если удается его достигнуть, становится всеобщим...

Просветление — сугубо личное дело и может проявляться у людей по-разному. Состояние, которое пережил Генри Дэвид Торо после двухлетнего затворничества у Уолденского озера, может быть названо просветлением, как и восприятие реальности со стороны хиппи. Профессор Коудзи Сато описал экстатическое (исступленное) состояние, испытываемое людьми, принимающими алкалоидное соединение ЛСД-25, идентичное просветлению дзэн. Если подобное верно, то формула "Жизнь хиппи + ЛСД-25" равнозначна прорыву к конечной цели дзэн.

Совершенно ясно, что доктор Томио Хираи не только не понимает задачу медитации дзэн и смысл просветления дзэн, но он и не знаком с основами учения дзэн-буддизма. Каждый, включая и доктора Томио Хираи, имеет право на собственное мнение, но было бы неверным утверждение о том, что все дзэнские монахи, настаивавшие на достижении ими [состояния] просветленности, заблуждались. Прежде всего дзэн-буддизм в своем учении опирается на практику, а не на [теоретическое] изыскание. Поэтому если бы доктор Томио Хираи поинтересовался у наставника дзэн, знает ли он формулу волн собственного мозга (что может явиться предметом изыскания доктора), то обычным ответом, могущим помочь доктору достичь пробуждения, были бы примерно следующие слова: "Пойдите и вымойте свое лицо!"

Возможно, что знание формулы мозговых волн или результаты любого изыскания могут быть полезны при решении мирских задач, но подобное знание не только необязательно, но и разрушительно для медитационной практики дзэн, ибо оно привязывает сознание или мозг к феноменальному миру, который тот стремится преодолеть. Любопытно отметить, что, когда многие ученые, как и обычные люди, рассматривают наш феноменальный мир как объективно реальный, а адептов дзэн и других духовных подвижников как жертв [собственного] обмана, на самом деле все обстоит совершенно иначе. Последние открытия в физике, психологии, иных науках подтверждают, что наш феноменальный мир и есть обман, порождение нашего сознания, обусловленное рядом обстоятельств. Медитация же дает в руки адептам дзэн и иным духовным подвижникам важнейшее средство, позволяющее освободиться от подобного обмана и познать конечную космическую реальность.

Безответственно и ошибочно заявление доктора Томио Хираи о том, что эгоизм и алчность непреодолимы; ведь первоочередной задачей учения дзэн и всех других буддийских школ является как раз преодоление эгоизма и алчности, поскольку они мешают подвижнику обрести космическую реальность. "Просветление" и есть то слово, которое описывает это космическое обретение, оно всеобще, ибо в отличие от феноменального мира, являющегося в разных обличиях разным живым существам в соответствии с их отличающимися условиями существования, конечная реальность преодолевает различение познающего и познаваемого и является в одном и том же обличий для всех просветленных существ. Доктору Томио Хираи, очевидно, не удалось отличить надмирское от мирского.


РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИИ

Буддизм чрезвычайно богат методами медитации, ведущими к постижению надмирского. Конечная цель медитации всегда неизменна, и это — достижение просветления, но поскольку сами духовные искатели во многом различаются между собой — происхождением, средой, уровнем развития, способностями к обучению и т. д., — то и различны сами методы, к которым они прибегают. Если смотреть исходя из трех основных течений буддизма, то Тхеравада в своей созерцательной практике делает упор на обретение созерцающим состояния одноточечности сознания, Махаяна — на сосредоточение сознания на представлении пустоты [достижение состояния "опустошенности" сознания], Ваджраяна — на визуализацию [наглядное и четкое представление в сознании тех или иных образов]. Разумеется, это своего рода общая схема: тхеравадин вполне может в силу определенных обстоятельств привлечь для своей медитации визуализацию даже в большей степени, чем иной ваджраянист.

Для удобства изложения часто буддийскую медитацию, независимо от принадлежности к какому-либо течению буддизма — Тхераваде, Махаяне или Ваджраяне, — разделяют на два основных вида: шаматха [пали саматха, кит. чжи], или успокоительная медитация, и випашьяна [пали випассана, кит. гуань], или проникновенная медитация. Основная цель первой состоит в концентрации, сосредоточении сознания, а последней — в проникновении посредством сосредоточенного сознания в космическую реальность и созерцании ее. Наставники всегда повторяли, что подобное разбиение сделано исключительно из соображений удобства и порой бывает совершенно произвольным: в действительности же существует лишь одна медитация, когда сознание вначале проходит через покойное и сосредоточенное состояние, согласно шаматхе, а затем переживает непосредственное проникновение в конечный абсолют, согласно випашьяне.

Медитация дзэн в некоторых отношениях отличается и от шаматхи, и от випашьяны, а также отлична от методов достижения одноточечности сознания, сосредоточения на пустоте или визуализации основных течений буддизма. Медитация дзэн стремится к состоянию не-сознания, которое и есть всеобъемлющее сознание. Часто говорят, что практика дзэн стоит вне традиции (Махаяны, Тхеравады или Ваджраяны) и напрямую обращается к сознанию, указывает на него (не проходя вначале через шаматху и випашьяну). Поэтому метод [медитации] дзэн самый быстрый и наиболее прямой и часто рассматривается как "достижение буддовости (природы Будды) в одно мгновение", но, разумеется, для этого должен быть готов сам духовный искатель. Если же он не готов, то лучше ему обратиться к другим методам, которых довольно много.

Когда же человек готов к медитации дзэн, чтобы обрести надмирское, высшую духовную цель? Когда он способен сосредоточивать свое сознание. Если его сознание все еще склонно отвлекаться, что свойственно большинству необученных, нетренированных умов, то лучше потратить свое время на освоение медитации, чтобы уметь успокаивать и сосредоточивать свое сознание. Но прежде чем приступать даже к этому этапу, если он серьезно настроен заниматься духовной практикой, он должен быть физически и психологически здоров и ясно представлять то, к чему он сам стремится. К тому же он должен быть морально и духовно устойчив, что подразумевает, среди прочего, отсутствие дурных мыслей по отношению к другим или желания использовать свои духовные силы во вред кому-либо. Незыблемой остается истина: если человек неустойчив морально и духовно, то чем больше сил он извлекает для себя из занятий медитацией, тем скорее он обратит их против себя. Если он не готов, то, даже будь его намерения чистыми и искренними, движение его на пути к надмирскому или духовному [совершенству] будет медленным, но он извлечет много пользы для себя в мирском плане.

Само понимание этих различных видов буддийской медитации достаточно полезно в нашей [духовной] практике, но следует помнить, что сама классификация медитации проводится исключительно из соображений удобства, а иногда это делается не совсем корректно. В действительности само слово "медитация" не вполне удачно, поскольку имеет часто дополнительный оттенок привлечения самого сознания для размышления над чемто. На китайском языке то, что в данном случае имеет отношение к медитации, именуется цзо-чань (яп. дзадзэн), что означает "сидение в позе лотоса для практикования в целях постижения космической реальности". Вероятно, исходя из лингвистических и культурных различий в этих словах, Филипп Капле поясняет:

Такие умственные упражнения, как счет во время дыхания, сосредоточенное внимание к нему, не могут, строго говоря, называться медитацией, поскольку не содержат визуализацию объекта или размышление над идеей По некоторым соображениям дзадзэн на коане не может быть назван медитацией. Стремление человека достичь единения со своим коаном или постоянный поиск ответа на один и тот же вопрос "Что такое "My"?" нельзя назвать медитацией в техническом смысле этого слова.


ДОСТИЖЕНИЕ ОДНОТОЧЕЧНОСТИ СОЗНАНИЯ В ДЗЭН ТАК ПРИХОДЯЩЕГО
(ДЗЭН ТАТХАГАТЫ)


Лучше всего практиковать медитацию, занимаясь под руководством учителя, и лучше всего черпать сведения о медитации, знакомясь с учениями различных наставников. Следующее учение о достижении одноточечности сознания — которое передал величайший наставник, сам Будда, — изложено в "Сатипаттхана сутте", т. е. "Сутре применения внимательности" (или "Сутре основ осознанности") и высоко ценится в буддизме Тхеравады:

Монахи! Это прямой путь к очищению существ, преодолению печали и скорби, исчезновению боли и отчаяния, достижению истинной цели, осуществлению ниббаны, а именно — четыре вида применения внимательности (четыре основы осознанности).

Каковы эти четыре вида применения? Здесь, о монахи, сам монах пребывает в созерцании тела как тела, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает в созерцании ума [имеются в виду мысли] как ума, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает созерцающим предметы ума [имеются в виду дхармы] как предметы ума, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру.

Четыре знаменитых вида применения внимательности, используемых многими буддистами для достижения высшей духовной цели, включают внимательность по отношению к телу, по отношению к чувствам, по отношению к мыслям и по отношению к предметам мыслей (дхармам). В "Сатипаттхана сутте" Будда дальше объясняет, как можно достичь этих четырех видов внимательности:

Как же, о монахи, пребывает монах в созерцании тела как тела? Здесь монах, удалившись в лес или под крону дерева или в пустующую хижину, садится. Скрестив ноги, сохраняя тело прямым и расположив внимательность перед собой, внимательно он вдыхает, внимательно выдыхает. Вдыхая длинным дыханием, он знает: "Я вдыхаю длинным дыханием". Выдыхая коротким дыханием, он знает: "Я выдыхаю коротким дыханием". Вдыхая коротким дыханием, он знает: "Я вдыхаю коротким дыханием".

Иными словами, в своей медитационной практике подвижник медленно сосредоточивает свое внимание на собственном дыхании. В процессе своего естественного дыхания во время медитации, когда он вдыхает или выдыхает длинными или короткими вдохами и выдохами, он внимателен (памятует) к тому, что делает. Таким способом он достигает одноточечности сознания (однонаправленного сознания), тем самым выполняя задачу медитации шаматха.

Он должен поддерживать это состояние шаматхи, или внимательности, не только медитируя в своей обычной позе, сидя, но и в процессе движения, остановки.

Итак, монахи, когда монах идет, он знает: "Я иду"; если он стоит, он знает: "Я стою"; когда он сидит, он знает: "Я сижу"; и когда он ложится, он знает: "Я ложусь". В каком бы положении ни находилось его тело, он знает, что оно в этом положении.

Посредством своего однонаправленного сознания, вызванного медитацией шаматха, подвижник приступает к проникновению в свое тело с помощью медитации випашьяна. Он созерцает различные части своего тела, такие, как волосы, ногти, зубы, кожа, мышцы, кости, костный мозг и внутренние органы, а также образы первоэлементов — земли, воды, огня и воздуха, из которых состоит его тело. Созерцатель осознает свое тело как тело.

Подобным образом к нему приходит осознанность собственных чувств, мыслей и объектов мысли. Когда во время медитации или в повседневной жизни к нему приходит чувство радости или боли, он осознает это индивидуальное чувство. Когда его сознание, к примеру, охвачено или не охвачено наслаждением, ненавистью, заблуждением, он осознает это. Когда объекты или образы возникают или исчезают из его сознания, он осознает это. Эти объекты мыслей включают пять препятствий ("пороков") — недоброжелательность, влечение, лень и тупость, волнение и чувство вины, нерешительность; пять скандх — форма, чувство, восприятие, [психические] импульсы, сознание; шесть опор [шесть органов чувств плюс шесть объектов чувств] — глаз и формы, ухо и звук, нос и запах, язык и вкус, тело и осязаемое, разум и объекты мышления; семь стадий просветления — внимательность (осознанность), исследование [дхарм], энергия, радостность, спокойствие, сосредоточение, уравновешенность; и четыре благородные истины — страдание, происхождение страдания, прекращение страдания и восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания.

Когда подвижник в своей медитации шаматха осознает свое тело, чувства, ум и объекты ума, а в медитации випашьяна проникается пониманием того, что все они, в конечном счете, преходящи и иллюзорны, он достигает просветления. Согласно Будде, если человек практикует эти четыре вида применения внимательности в течение семи лет или даже в течение семи дней, он может вкусить один из двух плодов своих усилий: или окончательное знание именно сейчас и теперь, или, если еще сохранились следы привязанностей, невозвращение [в чувственный мир (санскр. камарупа, камадхату)]. Иными словами, либо он обретает аннатура-самъяк-самбодхи, т. е. воплощение конечной космической реальности именно сейчас, либо, если в нем еще сохранились следы желаний, которые приводят к повторному перерождению, он вернется не в наш человеческий мир, а в небесный или более высокий мир, где сможет продолжить свое духовное подвижничество. Этот тип медитации, преподанный Буддой, многим известен как дзэн Так Приходящего (Татхагаты).


ПОИСК ИЗНАЧАЛЬНОГО ОБЛИКА В ДЗЭН ПАТРИАРХОВ

Тип медитации, практикуемой в большинстве дзэнских монастырей, относится не к дзэн Так Приходящего, а к дзэн патриархов, преподанному Первым патриархом Бодхидхармой. Но прежде чем приступить к практике дзэн патриархов, необходимо уметь достичь одноточечности сознания; если этого умения нет, то следует практиковать внимательность при дыхании, как этому учил Будда, а само описание применения внимательности дано выше. Важнейшим моментом дзэн патриархов является непосредственное обращение к сознанию, иначе "непосредственное высматривание [своего] изначального облика", что в дзэн-буддизме означает постижение космической реальности без предварительного изучения или исключения мыслей, поскольку если адепт свободен от заблуждений, вызываемых возникающими [в сознании] мыслями (которые, в свою очередь, отличают его как обособленную сущность), то он сам и есть неразличимая космическая реальность. Вот почему великий японский наставник дзэн Догэн подчеркивает, что, практикуя дзэн патриархов, вы не стремитесь стать Буддой, ведь и вы есть Будда.

Один из лучших советов, как искать [свой] изначальный облик, иначе — обрести просветление, дал великий наставник дзэн толка Риндзай XIV века Дайто Кокуси (1281–1327) в своем обращении к японскому императору Ханадзоно [1297–1348, правил с 1318 года]:

Все занимающиеся дзэн должны вначале отдаться дзадзэн (сидению в созерцании). Сидя в оцепеневшем (locked) или в полуоцепеневшем (half locked) состоянии, с полузакрытыми глазами, должны узреть [свой] изначальный облик, бывший еще до рождения отца и матери. Сие означает узреть состояние, бывшее до рождения родителей, до разделения неба и земли, до принятия вами человеческого образа. И то... что именуют изначальным обликом, явится [перед вами]. Изначальный облик не имеет цвета либо образа, подобно пустынному небу, в чьей прозрачности не угадывается никакого образа.

Изначальный облик сам по себе безымянен, его обозначают такими словами, как "изначальный облик", "Господь", "природа Будды", "истинный Будда". ["Изначальный облик" — принятое в дзэн-буддизме обозначение просветления.] Семнадцать сотен коанов, или тем, которым предаются ученики дзэн, служат одному — дать им разглядеть свой изначальный облик. Досточтимый сидел в созерцании среди снежных гор в течение шести лет и лишь затем узрел утреннюю звезду и обрел просветление, что означало видение своего изначального облика. Когда говорят о древних, что они вкусили великое познание или совершили великий прорыв [в неизведанное], — это означает, что они узрели изначальный облик. Второй патриарх, стоя в снегу, отрубил себе руку и лишь затем обрел истину. Шестой патриарх услышал чтение "Алмазной сутры" и достиг просветления. Рэйун стал просветленным при виде цветов персика, Кёгэн — при ударе о ствол бамбука отскочившего от мотыги камешка; Риндзай — получив удар от Обаку, Тодзан — при виде собственного отражения в воде.

Но как следует практиковать [медитацию дзэн], чтобы узреть изначальный облик? Наставник поясняет:

Каждый раз, как только появляется мысль, гоните ее прочь. Предайтесь тому, чтобы отогнать от себя мысли. Отгонять мысли и означает совершать дзадзэн. Когда мысль подавлена, возникает изначальный облик.

Нелегко отыскать иное наставление, более простое и непосредственное или более действенное. В самом деле, оно столь простое, что многие с трудом ему верят. Немало трудов написано о медитации дзэн, но суть ее практики в одном — "сидеть в позе лотоса и держать свое сознание свободным от любых мыслей". Именно это сказал мне мой наставник, когда обучал меня медитации дзэн. Даже если вы забудете все остальное, о чем велась речь в данной главе, следуйте в своей практике этому простому правилу. Чтобы его прочитать, не понадобится и минуты, чтобы понять, не потребуется и пяти минут, а вот чтобы выполнить его, возможно, вам не хватит и десяти лет, а возможно, и десяти жизней. Но если вы готовы, то можете исполнить его в один миг. Суть медитации дзэн состоит в том, чтобы оборвать [течение] мысли. Существует много путей для достижения такой цели, но их можно разбить на две основные магистральные линии: дзэн безмолвного просветления и дзэн публичного [слушания] дела (или дзэн коанов). Дзэн коанов будет рассмотрен в следующей главе; представленный ниже метод дзэн молчаливого просветления проповедует современный наставник дзэн толка Сото Такасина Росэн, являющийся также действующим президентом Японской буддийской ассоциации:

Существует несколько методов, но метод дзэн заключается в том, чтобы сесть, принять созерцательную позу и наполнять своим дыханием и жизненной энергией то, что именуют"полем эликсира" [область живота ниже пупка]. Таким образом оздоровляется весь организм. Затем мы медитируем, отрешаясь от тела и мыслей (mind). Теперь начинают непрерывной вереницей проходить [перед нашим мысленным взором] все заблуждения, вызванные омраченностью сердца. Мы должны эти идущие чередой фантазии сделать коаном [темой] нашей медитации. Что в конце концов представляет собой эта мысль? Откуда она приходит? Мы проникаем лучом нашей медитации в источник сменяющих друг друга фантазий.

Когда мы постоянно практикуем подобное сидение и продвигаемся в нашей медитации, то медитация сама по себе становится все глубже и полнее, когда для фантазий уже не остается места Сама практика довольно неограниченная, но и момент переживания истины также не ограничен, в конце торжествует истинное "я", когда практика и есть воплощение [истины]. Вот это и означает узреть свой изначальный облик, и обычно девять человек из десяти способны свершить подобное [уже в этой настоящей жизни].

Вышеописанный метод состоит из двух этапов.

Во-первых, сосредоточение дыхания на животе, что успокоит, сконцентрирует сознание, тем самым достигается цель медитации шаматха. В приходящие мысли проникайте своим пытливым, спокойным и сконцентрированным сознанием. Узнайте, что это за мысли и откуда они пришли. Все это приведет к внутреннему видению, которое и является целью медитации випашьяна.

Во-вторых, когда вы продвинулись в своей медитационной практике шаматха — випашьяна, продолжайте медитацию уже спонтанно, без каких-либо возникающих мыслей. Это именуется сикан-тадза, что на японском языке означает "полная поглощенность созерцанием сидя". Данному способу медитации великий Догэн научился в Китае и распространил его в Японии. Настанет время, и восторжествует ваше истинное "я" — вы обретете пробуждение или даже просветление дзэн.

Вон Кью-Кит
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЗЭН»
Пер. с англ. А. Гарькавого.
М.: ФАИР-ПРЕСС,
1999.


Выложено на сайте
ЭзоСервер
Valcyte и еще. . На сайте Бриго R1304BTLSHBNR честная цена.

Хостинг от uCoz