Вон Кью Кит
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЗЭН
Глава 16
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДЗЭН Подготовка к длительному, но стоящему путешествию
Дополнительные выгоды от занятий дзэн Методы и принципы практики дзэн Скрытые опасности и обнадеживающие признаки Характерные черты дзэн-бyддизма
Жизнь становится более осмысленной и прекрасной, когда вы начинаете работать над тем, чтобы обрести заложенное в вас бессмертие. ОБЗОР НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ
Поняв, что такое дзэн, мы теперь готовы к практическим занятиям, дабы непосредственно испытать дзэн. Данная глава знаменует начало самой практики дзэн, тогда как предыдущие главы были подготовительными. Но прежде чем мы приступим к практическим занятиям, нам необходимо кое-что знать. Прежде всего нам следует решить для себя следующие важные вопросы: 1. Что такое дзэн? 2. К чему конкретно мы стремимся на практике? 3. Какие дополнительные выгоды мы можем извлечь из своих занятий? 4. Какие действенные методы мы можем использовать? 5. Какие принципы лежат в основе этих методов? 6. Сколько времени нам потребуется? 7. Каких опасностей мы должны избежать и каковы признаки того, что наши занятия проходят верно? 8. Каковы основные принципы практики дзэн?
ДЗЭН И ЕГО ПРАКТИКА
Что такое дзэн — об этом подробно рассказано в главе 1, поэтому ниже дается краткое изложение [существа дзэн]. Дзэн имеет много значений, и все они связаны с нашими будущими занятиями. Дословно дзэн означает медитацию и в этом смысле играет заметную роль в йоге, даосизме, конфуцианстве и мистицизме, он характерен также для определенных течений христианства, ислама и других религий. Медитация занимает важное место во всех школах буддизма. Однако дзэн, или медитация, не носит религиозного характера. К нему прибегают в парапсихологии, чтобы обрести экстрасенсорное (сверхчувственное) восприятие. Дзэн также можно соотнести с созерцательным (медитативным) состоянием сознания. Вследствие возвышенного или углубленного состояния, достигнутого посредством медитации, мы начинаем по-иному воспринимать, переживать саму реальность. Это также называется дзэн, и некоторые религиозные учителя рассматривают подобного рода опыт [переживания реальности] как общение с Богом, иные же — как прозрение Конечного Абсолюта. Для дзэн-буддистов такой опыт означает видение своего изначального облика, или природы Будды. Дзэн также может относиться непосредственно и к Конечному Абсолюту, или Высшей Реальности. Она "конечна", поскольку вне ее ничего нет. Она "абсолютна", поскольку одинакова для всякого живого существа. Конечный Абсолют известен под разными именами: Бога, Аллаха, Брахмана, Дао и Татхагаты Буддисты называют это непосредственным опытом [переживания] космической реальности, просветлением. Дзэн также используется как сокращенное название дзэн-буддизма школы Махаяны. Махаянисты полагают, что каждое живое существо обладает природой Будды и поэтому может стать Буддой. Согласно большинству буддийских школ, обретение буддовости (природы Будды) занимает много времени и требует духовной практики на протяжении многих перерождений. Буддовость можно понимать как непосредственный опыт [переживания] органического единства с Конечным Абсолютом, иными словами, актуализацией космической реальности Дзэнбуддисты полагают, что этот опыт — известный также, как нирвана, бодхи, просветление, или цзюэ по-китайски, — достижим здесь и теперь. Целью практики дзэн является достижение дзэн, которое может рассматриваться в любом из вышеприведенных значений На своем начальном уровне практика дзэн может означать медитирование в духовных или иных целях К примеру, простой мирянин может практиковать дзэн сидя или лежа, устроившись поудобней, закрыв глаза и сохраняя неподвижное состояние, пытаясь расслабиться. На более высоком уровне практика дзэн может уже относиться к занятиям, связанным с достижением такого состояния сознания, которое бы позволило испытать проблеск, прозрение космической реальности или стать восприимчивым к космической мудрости. В парапсихологии такое пробуждение к космическому прозрению может выразиться в мгновенном обретении способности к телепатии, ясновидению или иным экстрасенсорным восприятиям. Галлюцинации, миражи, эпилептические видения и иные анормальные переживания, вызываемые наркотиками или душевными расстройствами, к дзэн никакого отношения не имеют. На высшем уровне практика дзэн означает самозабвенную работу, направленную на постижение Высшей Реальности, что является целью всех религий и известно под разными именами обретение Царства Божия внутри нас самих, возвращение к Аллаху, единение с Брахманом, слияние с космосом, становление буддой или просто "возвращение домой". Если под дзэн подразумевается дзэн-буддизм, то тогда практика
дзэн означает практикование дзэн-буддизма, а сама практика может быть
направлена на достижение одной или сразу нескольких вышеуказанных
целей или на решение иных задач. К примеру, она может означать
медитацию на гунъане (коане) или консультацию у наставника по вопросам
духовного самосовершенствования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ ОТ ЗАНЯТИЙ ДЗЭН
Наряду с достижением наших целей в практике дзэн можно извлечь дополнительную пользу, о чем подробно рассказано в главе 3. Для удобства ее можно представить как пользу в плане физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития. Практика дзэн позволит улучшить состояние нашего физического здоровья, особенно если в число наших занятий мы включим шаолиньские кунг-фу и тай-цзи цюань. Можно будет избавиться от так называемых неизлечимых болезней, особенно если заниматься цигун. Доктор медицины Хасэкава Дзабуро сообщает, что медитация дзэн — действенное средство против бессонницы, нервозности, повышенной желудочной кислотности, вспученности живота, туберкулеза, расстройства желудка, хронического псориаза, атонии (вялости), хронического запора, дизентерии, почечных камней и повышенного кровяного давления. Хорошо известно, что практикующие дзэн — это спокойные и благожелательные люди. Их эмоциональная устойчивость и жизненный оптимизм обусловлены не следованием внешним моральным наставлениям со стороны их учителей, а внутренними процессами, связанными с их занятиями дзэн. Практикование дзэн, таким образом, является прекрасным способом преодоления эмоциональных расстройств, которые, в рамках китайской медицинской философии, включают в себя психологические и невралгические проблемы. Занятия дзэн представляются лучшим средством расширения интеллектуальных возможностей, о чем свидетельствует сама история, когда практически все великие произведения искусства, науки, литературы, философии, религии и иных родов деятельности создавались их творцами в медитативном состоянии сознания. Преподобный Шэн Янь говорит: Практика чань будет постоянно обеспечивать вас средствами, чтобы вы могли разрабатывать вашу драгоценную жилу мудрости Чем глубже вы копаете, тем выше извлекаемая мудрость, так что в итоге вы получаете всю мудрость вселенной. И это не преувеличение. В дзэн сознание практикующего подключается ко всеведающему Вселенскому Разуму (Сознанию) и воспринимает реальность, какова она есть на самом деле. Некоторые из практикующих дзэн извлекают из своих способностей то, что обычные люди именуют сверхъестественной силой. Величайшее обретение в дзэн лежит в духовной сфере. Практикующий
дзэн, независимо от вероисповедания или даже в отсутствие такового, по
мере продвижения в своей практике будет испытывать рост собственной
духовности. Развиваясь скорее изнутри, чем на основе получаемых извне
наставлений, он становится морально устойчивым, терпимым и
сострадательным, ощущая при этом чувство внутреннего покоя. Он
постепенно осознает, что есть нечто большее, чем жизнь в физическом
измерении, он обнаруживает наличие у себя искры Божией, или природы
Будды, и сама жизнь для него становится более осмысленной и
прекрасной, когда он начинает работать над тем, чтобы обрести
заложенное в нем самом бессмертие.
МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРАКТИКИ ДЗЭН
Учитывая саму невозможность занятий под руководством наставника дзэн в монастырских стенах, предлагаемые в последующих главах методы представляют, возможно, наиболее приемлемую программу практики дзэн, особенно для тех, кто пытается практиковать дзэн самостоятельно, без наставника. Данные методы следуют шаолиньской традиции, заложенной еще Бодхидхармой, Первым патриархом дзэн, и состоят из шаолиньского кунг-фу, шаолиньского цигун и медитации. Вид медитации, которой учил Бодхидхарма, включает в себя созерцание пустоты, известной как дзэн патриархов. Поскольку созерцание пустоты (медитация на пустоте) представляется довольно трудным делом для начинающих, предлагается и другой основной способ медитации, посредством которого достигается одноточечность сознания. Хотя и существуют гунъани (коаны), повествующие об использовании Бодхидхармой необычных вербальных и невербальных средств для того, чтобы помочь ученикам достичь пробуждения дзэн, систематическое использование гунъаней в качестве средства практики дзэн ввел пятьсот лет спустя Цзунго Дахуэй (1089–163). Так что метод гунъаней, характерный для дзэн толка Линьцзи (Риндзай), обычно не используется шаолиньской традицией в качестве активного средства для занятий дзэн, хотя он иногда привлекается в целях проверки уровня понимания учениками дзэн или [наличия у него] опыта [переживания] дзэн. Шаолиньский монастырь не принадлежал ни к одному из существующих толков дзэн, и его настоятели были выходцами из различных дзэнских школ, включая толк Линьцзи, но более всего здесь придерживались в своей практике дзэн толка Цаодун (Сото). Но о том, как практикуется популярный сейчас у адептов дзэн метод гунъаней, будет подробно рассказано в одной из последующих глав. Многих, возможно, удивит, почему кунг-фу и цигун включены в практику дзэн, так как, по их мнению, достаточно и одной медитации. Разумеется, можно достигнуть пробуждения и просветления посредством занятий одной медитацией, медитация — это основа и, действительно, в этом отношении дзэн есть медитация. Даже если человек использует гунъань как единственное средство своей практики дзэн, ему все равно нужно заниматься медитацией. Хотя кунг-фу и цигун не составляют основу практики дзэн, они чрезвычайно полезны. Обучение правильной, сосредоточенной медитации — сложная и трудоемкая задача, и справиться с ней будет легче, если мы начнем именно с кунг-фу и цигун. Действительно, для некоторых людей как раз кунг-фу и цигун являются основой в том смысле, что если они непосредственно начнут с медитации без предварительной подготовки (средствами кунг-фу и цигун), они окажутся не в состоянии достигнуть пробуждения дзэн в этой жизни. Кроме того, некоторые могут обрести пробуждение дзэн, занимаясь исключительно кунг-фу и цигун, не прибегая к общепринятой медитации. Почему кунг-фу и цигун столь полезны для практики дзэн? Почему для некоторых становится возможным обрести пробуждение, занимаясь только кунг-фу и цигун, когда было сказано, что основа — это занятия медитацией? Путь медитации есть путь к духовному совершенству, что является вершиной развития личности, и покорить ее может только здоровая физически, эмоционально и духовно крепкая личность. Увечный человек, у кого нет, предположим, руки, все же может заниматься духовной практикой, насколько позволяют ему здоровье и работоспособность. Но духовная практика может оказаться довольно трудным, если не невозможным, делом для хронически больных людей — в физическом, эмоциональном или психическом плане, наподобие тех, кто страдает частыми физическими болями, маниакальной депрессией или слабоумием. Занятия медитацией могут помочь поправить состояние здоровья, хотя в некоторых случаях при неправильно проводимой медитации можно и усугубить болезнь. Но даже если подобные состояния здоровья можно поправить посредством медитации, все же это оказывается неэкономной тратой времени и сил. К примеру, человек, страдающий психосоматическим расстройством, наподобие астмы, диабета или повышенного кровяного давления, может потратить на занятия медитацией многие годы, и у него не будет наблюдаться никаких изменений в сторону [обретения опыта переживания] пробужения дзэн — хотя он может почувствовать себя более уравновешенным и посвежевшим, а сами [болезненные] симптомы будут сняты, — поскольку вся польза, извлекаемая им из занятий медитацией, пойдет на его физическое, эмоциональное и психическое развитие, поэтому практически не произойдет собственно духовный рост. Он смог бы достичь подобных или более весомых результатов в более сжатые сроки, если бы занялся вначале кунг-фу и цигун. Часто человек, берущийся практиковать дзэн и не имеющий хронических заболеваний, может испытывать проблемы со здоровьем, которые не столь серьезны, чтобы требовать обычного лечения, но которые все же могут помешать его духовной практике. К примеру, некоторые меридианы (иначе — энергетические каналы) внутри тела могут оказаться заблокированными. И если он будет продолжать упорствовать в своих занятиях медитацией в течение длительного времени, то у него не только не будет наблюдаться духовный рост, но и начнут проявляться неблагоприятные последствия подобной практики. К примеру, длительные занятия медитацией увеличат его жизненную энергию, но при закупорке меридианов (каналов) возросшая энергия окажется не в состоянии плавно циркулировать по каналам, поэтому может накапливаться во внутренних органах и вызывать серьезные осложнения. Занятия же кунг-фу и цигун позволяют прекрасно справляться с такого рода проблемами. Для многих оказывается весьма затруднительно сохранять свое сознание "пустым" или сосредоточивать его на определенной точке даже в течение нескольких секунд. Если же они упорно продолжают сидячую медитацию, то через полчаса у них начнут путаться мысли, что тоже может оказаться опасным. Поэтому лучше всего научиться вначале сохранять свои ум пустым или сосредоточенным. А добиться этого можно посредством занятий кунг-фу и цигун. Только приобретя столь необходимый навык контроля за собственным сознанием, можно пытаться заняться сидячей медитацией. Контроль за дыханием также важен и в самой медитации. Кунг-фу и цигун являются довольно действенными средствами, обеспечивающими [практикующего] различными типами контроля за дыханием. (Если вы занимались кунг-фу и цигун, но не знали основы дыхательного контроля, то вам остались неведомы некоторые важные стороны данных дисциплин.) Многие наставники по медитации подчеркивают важность брюшного дыхания; некоторые считают дань тянь, иначе — главный энергетический центр ["нижнее киноварное поле"], расположенный в нижней части живота, источником духовной силы. Если вы во время сидячей медитации дышите медленно и глубоко, как советуют многие наставники, вы, возможно, да и то в случае большой удачи, через много лет все же овладеете брюшным дыханием. Если же вы будете учиться брюшному дыханию в рамках кунг-фу или цигун, пример выполнения которого представлен на с. 292, то сможете выработать у себя брюшное дыхание за несколько месяцев. Занятия шаолиньским кунг-фу и шаолиньским цигун не только
оказываются большим подспорьем для медитативной практики, но
посредством лишь одних таких занятий мы можем обрести пробуждение или
даже просветление дзэн, хотя сам процесс можно ускорить, если отвести
специальное время для занятий медитацией. Это связано с тем, что
медитация является составной частью обеих дисциплин. Действительно, в
шаолиньской традиции кунг-фу, цигун и медитация составляют единое
целое, и представление их в виде отдельных дисциплин было вызвано
соображениями удобства. Однако последующее развитие этих дисциплин
развело их в стороны, и, как следствие, многие занимаются одной из
дисциплин изолированно от других.
СКОЛЬКО ПОТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЕНИ?
В зависимости от поставленных задач практиковать дзэн можно несколько минут [в требуемое время] либо в течение всей жизни. Если вы желаете научиться расслабляться после напряженной работы или перед важным делом, вам нужно лишь откинуться на спинку сиденья, медленно закрыть глаза и следить за собственным дыханием в течение нескольких минут. Но для тех, кто отринул материальные блага и желает освободиться от цепи перерождений, чтобы обрести космическую реальность, практика дзэн является целью всей их жизни. А желания большинства из нас будут находиться между этими двумя крайностями. Количество времени, отпускаемое вами на занятия дзэн, зависит от множества факторов, таких, как ваши цели и задачи, сложившаяся обстановка и возможности, потребности и наличие времени, способности и уровень подготовленности. Даже если вы готовы тратить один час в день на протяжении шести месяцев [для практики дзэн], это будет довольно малая цена за те огромные выгоды, которые вы непременно извлечете из своих занятий. Допускается, хотя это и нежелательно, пропустить день или два, но в целом занятия должны быть регулярными. Если вы практикуете [дзэн] каждый день в течение нескольких месяцев, а затем прерываетесь на неделю-другую, и так поступаете часто на протяжении нескольких месяцев, то не ждите хороших результатов. В течение первого года шестигодичного курса занятий упор должен быть сделан на кунг-фу, в течение последующих двух лет — на цигун, а в оставшиеся три года -на медитацию. Это не означает, что все три дисциплины должны практиковаться отдельно; кунг-фу, цигун и медитацией можно заниматься каждый год, но должно происходить смещение акцентов. Если вы можете позволить себе практиковать дзэн в течение короткого времени, скажем, 15 минут ежедневно на протяжении шести месяцев, вместо одного часа ежедневно в течение шести лет, то необходимо соответственно подкорректировать распределение времени: первый месяц занятий — с упором на кунг-фу, два следующих — с упором на цигун, а последние три месяца — с упором на медитацию. Разумеется, эффект от шестимесячной практики будет существенно разниться с результатами шестигодовой практики. Если, к примеру, вы страдаете хроническим заболеванием, то два месяца занятий с упором на цигун могут оказаться недостаточными, чтобы избавиться от болезни, но если вы в целом здоровы и трудоспособны, даже эта короткая программа позволит ощутить вам, что такое практика дзэн. Переход от кунг-фу к цигун, а далее к медитации -всего лишь
рекомендации, хотя подобная рекомендуемая программа занятий идеально
согласуется с шаолиньской традицией практики дзэн. Возможно, вы
пожелаете изменить предложенную программу занятий в соответствии с
вашими нуждами. К примеру, если вы не сможете найти себе инструктора
по кунг-фу и не в состоянии заниматься кунг-фу согласно описаниям,
приведенным в данной книге, вы можете обойтись без кунг-фу и
практиковать лишь цигун и медитацию. Если вы страдаете хроническим
заболеванием, против которого бессильна медицина, возможно, вы
пожелаете больше времени уделять занятиям цигун, прежде чем
сосредоточитесь на духовной практике. Если вы уже следуете
определенной программе практики дзэн, выберите тогда из предлагаемых
в книге различных средств только те, которые, по вашему мнению,
дополнят вашу собственную программу. Короче говоря, не существует
какого-либо жесткого правила: вводите любые, кажущиеся вам разумными,
изменения.
СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ И ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ
Для каждого приведенного в данной книге способа практики дзэн указаны и скрытые в нем опасности. Здесь мы рассмотрим некоторые важные советы, применимые ко всем этим способам. О скрытых опасностях и обнадеживающих признаках в медитативной практике рассказано в главе 4. Для всех трех сторон практики дзэн — кунг-фу, цигун и медитации — исключительно важен постепенный рост [результатов]. Поспешно достигнутые результаты зачастую могут принести скорее вред, чем пользу. Важно руководствоваться следующим правилом: "Если сомневаешься, то лучше недозаниматься, чем перезаниматься". Если ваши занятия окажутся недостаточно интенсивными, вы, возможно, извлечете из них меньше пользы, однако не навредите себе при этом. Вам придется лишь затратить больше времени на достижение поставленной цели. Если же вы переусердствуете в занятиях, то окажется, что ваш организм или разум не смогут совладать с предложенными нагрузками, а это может привести к серьезным последствиям. Однако о вашем переусердствовании вас заблаговременно предупредят симптомы в виде боли, усталости или внутреннего дискомфорта. Если вы прислушаетесь к такого рода предупреждениям и обратитесь к соответствующим восстановительным упражнениям, вроде "Самопроявляемого движения [энергии] ци" (см. с. 286), то сможете снять вредные побочные последствия. Не злоупотребляйте количеством повторений одного упражнения, умейте вовремя останавливаться. В этом случае вы всегда будете ощущать бодрость и приятную усталость после окончания упражнения, осознавая при этом, что при желании можно продолжить само упражнение без излишнего напряжения сил. Вам никогда не следует выполнять упражнение в таком объеме, чтобы после его окончания чувствовать себя усталым. При выполнении упражнения старайтесь удерживать ваше сознание от любых посторонних мыслей. Сами упражнения помогут вам достигнуть состояния "опустошенности" или сосредоточенного сознания, но если эмоции или"мысли" порой переполняют вас, то лучше в это время воздержаться от занятий. Наряду с теми опасностями, которые следует избегать, существуют и обнадеживающие признаки, указывающие на правильность выбранного вами курса. На всех трех участках вашей работы, если верно организованы занятия, вы будете ощущать себя бодрыми, энергичными и полными жизненных сил. Если вы прежде не занимались [физическими упражнениями], то обычно занятия кунг-фу вначале вызывают у вас некоторую мышечную боль. Постепенно эта боль исчезнет, а на смену ей придет ощущение бодрости и жизнерадостности. Может усилиться ваш аппетит, но это не страшно; дополнительно потребляемая пища преобразуется в дополнительную жизненную энергию, и если вы съедите лишний кусок мяса, то полученные калории будут израсходованы там, где это необходимо. По мере ваших занятий цигун вы, возможно, заметите ускоренный рост и укрепление волос, а также ногтей на руках, что вызвано переносом питательных веществ через налаженный в вашем организме энергетический поток к самым крайним точкам вашего тела. Некоторые, возможно, обнаружат, что их дыхание стало не столь свежим, запах тела стал резче, чаще стали посещать туалет. Это как раз те способы, посредством которых ваш организм освобождается от [вредных] отложений в результате проводимых вами занятий цигун. Подобные симптомы — малая цена за очищение вашего тела от шлаков — вскоре исчезнут. По мере ваших занятий медитацией вы обнаружите, что стали менее раздражительными. Ваша концентрация ума и сила мышления существенно возрастут, а сами вы научитесь больше ценить свое окружение, людей рядом с вами. У вас разовьется интуиция, и временами вас будут осенять необыкновенные мысли. Все эти благоприятные симптомы вашего личностного роста вы
ощутите на себе, если потратите определенное время и силы на практику
дзэн. Но прежде чем взяться за дело, рассмотрим некоторые важные
принципы дзэн-буддизма.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЗЭН-БУДДИЗМА
Следующие принципы [учения внезапного просветления, чанъ] Будда Шакьямуни поведал Махакашьяпе, но поскольку позднее они стали частью учения Бодхидхармы, данные слова нередко по ошибке приписывают именно ему: Не опирающаяся на слова и писания Передача вне традиции, Непосредственное обращение к познанию, Мгновенное обретение буддовости. В этих строках выражены особые черты, отличающие дзэн-буддизм от иных школ. Бодхидхарма подчеркивал, что в духовной практике вся тяжесть ложится на непосредственный опыт, а не на книжное знание. Следует заметить, что как раз в то время на Цейлоне (Шри-Ланке) разгорелся жаркий спор, что важнее — практика или обучение. Дхаммакатхики, которые склонялись к обучению, одержали победу и таким образом повлияли на весь характер шри-ланкийского буддизма, которым сейчас фактически является Тхеравада. Однако сам упор на практическую работу и непосредственный опыт не отрицает важности книжного знания. Дзэнский принцип "не опираться на слова и писания" относится к передаче дзэн и означает, что дзэн передается от сердца к сердцу и не может быть получен посредством слов и писаний. Это не означает, что учение дзэн нельзя записать или передать в книгах. Как будет подробнее разъяснено ниже, мгновенное просветление, согласно дзэн-буддизму, предназначено для тех, кто духовно подготовлен к нему, а книжное знание помогает обрести такую готовность. Передача вне традиции относится к методам практики дзэн, отличным от традиционно практикуемых методов в иных школах буддизма Поэтому редко мы встретим в дзэн-буддизме такие традиционные формы практики, как культивирование, пестование моральной чистоты (что свойственно Тхераваде), религиозный культ Будды и бодхисатв (что характерно для многих школ Махаяны) и использование мантр (как в случае с традицией Ваджраяны). Даже столь важная для всех школ практика медитации довольно своеобразно преломилась в дзэнской традиции, где медитатор сосредоточивается на представлении пустоты, тогда как иные школы используют традиционный метод индийского буддизма, где медитатор приучает себя сосредоточивать свое сознание в одной точке. Принцип дзэн "непосредственное обращение к сознанию" подчеркивает практическое обучение, что необходимо для очищения сознания, для его пробуждения и просветления. Данная грань дзэн-буддизма легко отличает его от других прославленных махаянских школ, расцветших примерно в то же самое время, таких, как школа Вэйши (чистого сознания), где подробно анализируется само сознание, школа Тяньтаи (школа "Лотосовой сутры"), где разговор заходит о синкретизме всех основных школ, и школа Хуаянь (школа "Сутры о величии цветка"), где глубоко исследуются бесконечные ипостаси [единого "мира дхармы"]. Принцип "мгновенного обретения буддовости" в дзэн-буддизме единствен в своем роде, его нет в иных школах буддизма. Согласно этому принципу, когда мы актуализируем [вызываем в своем сознании] трансцендентальную космическую реальность, мы мгновенно становимся буддами! Данный подход явно отличается от (или, как полагают некоторые ученые, выступает против) [учения] Тхеравады или некоторых школ Махаяны о необходимости многочисленных перерождений для того, чтобы обрести в конце концов просветление. Но подобный мгновенный подход к просветлению не прост [в своем исполнении] и необязательно является самым быстрым, особенно когда человек не готов к нему духовно. В буддийской философии все подчинено причинно-следственному
закону. То, что вы читаете данную книгу, указывает на то, что ваша
карма предоставила вам такую возможность для духовного развития,
независимо от вашего вероисповедания. Если вы готовы к длительному, но
стоящему путешествию, [связанному] с практикой дзэн, то обращайтесь к
очередной главе.
Вон Кью-Кит
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЗЭН» Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. Выложено на сайте |