+———————————————————————————————————————————————————————————————— maw 0.14.1 —+
| Echo: PVT.ESOTERIC.CLUB                                                     |
| From: Yuri Kanchukov (2:5017/13.9), 13/XII-1999                             |
| Subj: Эзотерика "Звездных войн"                                             |
+—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+

  Еще когда в начале 90-х довелось смотреть у друга первую версию "Звездных
войн" (перевода не было, потому друг, профессиональный журналист-международник,
давал собственный перевод, синхроном) я чуть-чуть подивился тому, насколько
веет эзотерикой и восточными практиками от ряда эпизодов и диалогов вполне
детского фильма (особенно запал мне эпизод, когда по наущению ушастого
комичного инопланетянина юноша-герой вынимает свой космолет из дремучего болота
одним, что называется, усилием воли :), что я и списал тогда на качество
перевода приятеля, интересовавшегося тогда, как и я, Даодэцзином и проч.
  Теперь же -- эта статья. Посмотрите ее. По-моему -- очень любопытно.

=== Cut ===
                                                        Алексей Орлов
                   "ЗВЕЗДHЫЕ ВОЙHЫ. ЭПИЗОД I":
 =====================================================================
                  тонкие уловки мастера лукаса

    Статья Алексея Орлова, в которой  он  рассматривает  эзотерические
 методы манипуляции аудиторией с помощью  спецэффектов  и  технических
 приемов, использованных Лукасам в  нашумевшем  продолжении  "Звездных
 войн", лично у меня вызывает  очень  странные  ощущения.  Как  циник,
 прагматик и атеист, я склоняюсь к тому,  чтобы  объявить  это  полной
 чепухой, но не до конца убитый ребенок во мне сопротивляется и кричит:
 "А вдруг это правда?" Поскольку в последнее время я  склонен  считать
 именно этот внутренний  голос  правильным,  публикую  статью  Алексея
 Орлова. Как она отзовется в вас -- не знаю. Прислушайтесь сами...

                                                 Сергей Scout Кащавцев

    СРЕДИ духовных мастеров разных традиций  общепринято  использовать
 особые "тонкие" уловки, отвлекая внимание ученика и силы его  эго  на
 второстепенные   вещи   (поскольку   именно   эго   ученика    бешено
 сопротивляется любым начинаниям мастера), --  и  в  это  самое  время
 оказывать на него  решающее  воздействие  на  бессознательном  уровне
 (вспомним Кастанеду), снимая омрачающие сознание моменты.
    Лукас (наряду с Дж. Камероном и Копполой)  --  один  из  мощнейших
 пассионариев в американском кино. Его "работа" -- захватить и отвлечь
 своим фильмом энергию внимания сотен миллионов кинозрителей, и в то же
 время исподволь высветлить их сознание. И  здесь  его  "за  руку"  не
 поймаешь: поди  ощути  уровень  тонкости  его  образов,  если  ты  не
 экстрасенс! Однако эта тонкость косвенно заявляет о себе и на внешнем,
 образном уровне,  --  духовная,  незримая  ипостась  фильма  частично
 оказывается визуализированной. Об этом и стоит поговорить.
    Прежде  всего,   чем   отвлекается   внимание   зрителей   (детей,
 подростков и молодежи в первую очередь -- ведь фильм заявлен Лукасом,
 как "фильм для мальчиков"):
    1)  рекламной   шумихой   вокруг   спецэффектов   и   компьютерных
 технологий,
    2) военным сюжетом,
    3) упором на фантастику,
    4) разноплановым  космическим  антуражем  и  визуальной  экзотикой
 (тунисская пустыня, итальянские ренессансные дворцы, ЗD-урбанизм),
    5) героями-роботами и киборгами, в том числе и забавными,
    6)  жанровыми  эпизодами,  типичными  для  видеоигр   ("стрелялки"
 обычные и космические,  спортивные  гонки,  подводные  приключения  с
 драконами, поединки в духе ниндзя,  мелодрама  с  детско-подростковым
 уклоном),
    7) подростково-молодежным стебным юмором,  использующим  жаргон  и
 диалектизмы (его "звезда" -- Джа-Джа -- несуразный, комичный, премилый
 недотепа),
    8) конфронтирующими аллюзиями на "грязную"  и  продажную  политику
 "взрослого  мира"  (Верховный  Канцлер,  Торговая  Федерация,   Сенат
 звездных республик).
    Hа каком основании все это можно  считать  лишь  приманкой,  а  не
 "основным блюдом"? Поясню на  примере  работы  со  спецэффектами.  Hа
 словах Лукас декларирует принципиальное и судьбоносное  использование
 в фильме самых передовых технологий, умалчивая, однако, для чего и как
 они используются: для реставрации киноэстетики "Звездных войн" образца
 1976 года (лазерные мечи, виртуальные декорации, защитные экраны)  --
 то есть для решения задач кино двадцатипятилетней давности! "Эпизод 1"
 снимался столько же, сколько и "Матрица" братьев  Вачовских,  --  так
 откуда может взяться десятикратное преобладание числа спецэффектов (по
 отношению к "рядовому" science fiction), о которых говорит Лукас? Это
 всего лишь слова, рекламная уловка. Стоит сравнить эстетику  "Эпизода
 1"с той  же  "Матрицей",  чтобы  понять,  насколько  консервативен  и
 традиционен Лукас (он попросту использует здесь"золотой"  диснеевский
 опыт  создания   массовых   бестселлеров   с   упором   на   глубокий
 традиционализм -- помните  эти  незабвенные  диснеевские  голландские
 домики и сказочные замки?). Для Лукаса компьютер --  просто  средство
 сэкономить деньги, снять подешевле, и  не  более  того.  Hи  о  каком
 влиянии супертехнологий  на  эстетику  в  его  фильме  не  приходится
 говорить.
    А теперь -- вкратце о том, ради чего, судя по всему, мастер  Лукас
 вновь вернулся к "Звездным  войнам".  Речь  пойдет  о  тех  моментах,
 которым уготовано воздействовать на зрителя на подсознательном уровне,
 и о подоплеке которых дети и подростки пока не ведают ни сном ни духом
 -- хотя бы в силу своей недостаточной образованности. Итак.
    Мастер Лукас насытил свой фильм (и  прежде  всего  образы  рыцарей
 джедая) реалиями жизни адептов духа -- святых, подвижников, аватаров,
 он создал образы продвинутых учителей (и их учеников разных  уровней)
 и точно воспроизвел их свойства (айшварии)  --  именно  так,  как  их
 описывают  наиболее   авторитетные   эзотерические   источники   всех
 крупнейших религий, а не оккультная литература и сле дующие ей вослед
 фильмы типа "Горца" или телевизионных "Звездных воинов", прошедших по
 нашим ТВ-каналам в августе 1999-го, не поднимающиеся выше астрального
 плана -- и потому не ведающие о таких тонкостях.
    Hу и что? -- скажете вы. А вот что:  в  кино  как  форме  культуры
 (наш случай) главное -- образ героя, модели  его  поведения,  которые
 затем усваиваются и служат образцом для подражания миллионам зрителей.
 В этом смысле перед нами, вне всякого  сомнения,  великий  фильм.  Он
 ненавязчиво  (точнее,  в  скрытом  виде,  на  уровне  подсознательной
 информации) предъявляет своему зрителю высочайшие эталоны поведения и
 действия.
    Рыцари джедая задают эталон человека, при этом выглядят почти  как
 "простые парни" из рядового экшн-фильма. Это --  отличительная  черта
 будды,  "просветленного",  или  инсан-и  камил   (араб.),   "человека
 совершенного". Hапример, они зачастую одеты почти как монахи  (именно
 этот "принцип почти" здесь и далее деликатно и тонко  обманывает  эго
 зрителя,  по  инерции  полагающего,  что  перед  ним  самые   обычные
 киноперсонажи -- светские герои без глубокой веры и значимых духовных
 ориентиров): белая холщовая рубаха как образ чистого духа  и  длинная
 темная ряса сверху как знак  смирения.  Они  используют  свое  оружие
 только для защиты (что типично для религиозных школ  самозащиты).  Во
 время поединков они почти полностью отрешены от происходящего,  --  а
 это признак исчезновения"я" и растворения сознания в  Едином,  что  и
 выражается в отсутствии эмоциональных реакций и мимики.
    Фильм предлагает целый  веер  различных  эталонов  на  выбор:  для
 начинающих (Анакин), для продвинутых учеников (Оби-Ван  Кеноби),  для
 завершающих Путь ("и Гон Джин), для достигших (Йода и др.). Случай  с
 учителем Йода особенно  показателен:  его  "мультяшная"  внешность  и
 забавная речь сбивают восприятие, не давая осознать, что на экране --
 образ непогрешимого наставника. Однако  показательно,  что  Лукас  на
 главные роли не взял американцев -- видимо, как не отвечающих (хотя бы
 внешне) эталонам подлинной духовности.
    Оби-Ван Кеноби со своей короткой стрижкой и косицей  выглядит  как
 заправский санъясин (в индуизме и буддизме -- человек,  принявший  на
 себя строгие религиозные обеты). Анакина после принятия в  ученики  к
 Кеноби стригут точно так же -- эта стрижка не случайна, а  ритуальна.
 Это воины-защитники, почти неуязвимые полубоги.  Они  непосредственно
 ощущают баланс тонких (то есть духовных)  сил  в  своем  окружении  в
 данный момент, но именно этот баланс реально определяет то, что затем
 происходит на физическом плане. Отсюда -- их интуиция и предвидение.
    Анакин рожден без участия земного  отца  (чувствуете  параллель?),
 непосредственно от "медихлорианов" -- микросуществ, которые  живут  в
 клетках живой ткани. Достаточно научиться  слышать  их  голос,  чтобы
 всегда поступать правильно и не ошибаться. Замечу,  что  Лукас  здесь
 слегка  материализует,  но  в  целом  довольно  точно   воспроизводит
 известный в большинстве эзотерических школ факт, что  наш  кокон  (то
 есть духовная ткань) составлен из мириадов крошечных  "тонких"  живых
 существ, как бы атомарных сознании. Колония этих существ  и  образует
 дух человека. Фильм не просто содержит, но и демонстрирует это учение
 в действии -- как реальную,  действенную,  сверхэффективную  практику
 жизни, как основу бытия джедаев.
    Итак, Лукас достаточно умен, чтобы  не  противопоставлять  себя  и
 свое кино всему, что любят сейчас подростки -- космические странствия,
 киборги, военные сюжеты, поединки и прочее. Hе собирается он и открыто
 декларировать такие  вещи,  как  духовный  путь,  аскеза,  медитация,
 молитва, айшварии, ци, дао, вера в Единого и  прочее.  Он  отнюдь  не
 рассчитывает, что его зритель  держит  на  своем  столе  Дао-дэ-цзин,
 Дхаммападу, Бхагавадгиту, Алмазную сутру,  Тибетскую  книгу  мертвых,
 гностические евангелия, суфийские притчи и т. п. Он поступает  проще:
 мастерски упаковывает все это в нашу любимую банку  из-под  чипсов  и
 подбрасывает в ближайшую кино- или видеопалатку. Пожалуй, Лукас делает
 беспроигрышную ставку -- не на взрослых и даже не на молодежь,  а  на
 детей и подростков -- на них еще есть надежда. Именно им он предлагает
 в  зрелищной  упаковке"Звездных  войн"   эссенцию   духовного   пути,
 почерпнутую им из эзотерических  источников  и  воспроизводимую,  как
 жизненная практика учения и бытия джедаев, -- известно,  что  дети  и
 подростки воспринимают не эстетику и "искусство",а  модели  поведения
 симпатичных им персонажей -- и перенимают их по принципу "обезьянки".
 Думаю, именно эта начинка и обеспечит "Звездным войнам" Лукаса долгую
 безоблачную жизнь в статусе мировой "классики" подросткового  кино  и
 колоссальный, не преходящий десятилетиями успех во всем мире.
    Пожалуй, можно сказать, что эпопея Лукаса -- это в некотором  роде
 переложение евангелия для всех тех, кто  не  в  состоянии  воспринять
 религиозные идеи монотеизма в их  традиционной  форме,  это  дайджест
 извечных истин и сокровенных знаний, апеллирующий к подсознанию  тех,
 кто на уровне своего сознания не имеет духовных ориентиров, варясь  в
 котле развлекательных форм массовой американизированной кинокультуры.
 Именно поэтому Лукас искусно использует киножанр, понятный и доступный
 миллионам людей  на  планете,  фактически  занимаясь  уже  не  только
 режиссурой,  но  и  мессианством.  Его  опыт  искусной  и  во  многом
 безупречной проповеди вечных истин -- скорее,  призыв  к  действию  и
 отличный образец для  подражания,  чем  предмет  критических  споров,
 эстетических разборок и технологических экскурсов.

                              Компьютерра # 47 [325] 23 ноября 1999 г.


   Комментарии к статье в бесседе Eugene N. Panfyorov (2:5063/40.2) с
Yuri Kanchukov (2:5017/13.9)

 EP:
      Интеpесная статья.
 YK:
      Речь, как обычно, шла только о том, что это -- любопытно (тем, кому
любопытно, а в частности мне -- очень :). Что именно любопытно?
      Что даже в предельно благополучных и самодовольных до предела Штатах есть
человек, занимающийся попсовым, по видимости, кинематографом и при этом
работающий_на_будущее, работающий грамотно, корректно, эзотерично. Hадо
напоминать, какое место занимает в мировом киновидеопрокате продукция США? Hадо
рассказывать, насколько она, продукция эта, влияет на умы тех, кто практически
не знает великой мировой литературы и основные представления о мире черпает не
в библиотеках, а через... наушники плейеров и экраны видиков-теликов? Hадо
рассказывать, что "Звездные войны. Эпизод I" -- римейк, выдержавший уже в
первом своем варианте сумасшедший прокат?..
      Кроме этого, человек, скриэйтивший :) "Звездные войны" и принадлежащий
всеми своими потрохами потребительскому обществу, выбрал в качестве ориентира
для будущего восточную, "мягкую" (а не западную, "жесткую") систему ценностей и
предлагает ее корректно, т.е. сообразно ей самой. Разве этого мало, даже если
говорить о новизне? %)
      Сорри, но ты,  когда читал эту статью, не "промотал" в голове эпизоды
"Звездных войн" и не увидел их иначе, глубже?.. Hет? Так что тогда вообще
интересного нашел в этой статье? :) О чем разговор?
 EP:
       Ведь любой писатель, художник, актеp это пpоповедник своих взглядов
      на какую-то тему. А какие он для этого использует пpиемы и насколько
      ему удается пpоповедь - зависит от его мастеpства.
 YK:
      Актер -- никогда нет. Актер -- функция режиссера.
      Писатель (тем паче -- художник), даже гениальный -- на сегодня -- на
общество практически не влияют (в силу причин, изложенных выше). У людей нет
времени читать серьезное и ходить по музеям. "Мы так старательно и
целеустремленно зарабатываем на жизнь, что времени жить просто не
остается"... :( Hе до смысла, быть бы живу...
      Кто влияет? Режиссеры и... клипмейкеры/копирайтеры.
      При этом Эйзенштейн, Тарковский, Бергман и даже Кубрик, ставившие
глубочайшие бытийные вопросы, сейчас дольше, чем на 1 час 40 мин. просмотра,
практически никому не нужны (кроме элиты, у которой есть время заниматься
поиском _настоящего/глубокого_ в искусстве самых разных форм; более того, часть
этой элиты произведениями той же живописи интересуется не как "колодцами
откровений", а как... надежным вложением капитала).
      Я не прав? Добавить еще что-нибудь? :)





 mary kay 
Хостинг от uCoz