Шри Шанкарачарья :: Восемь строф о блаженных (дханйа-аштакам)
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница


Шри Шанкарачарья

Восемь строф о блаженных
(дханйа-аштакам)


1.
То знанье истинно, что мир приносит чувствам1,
То подлежит познанью, что — смысл Упанишад неколебимый,
Тот на земле блажен, кто жаждет, не колеблясь Высшей Сути2,
А остальные там блуждают, где обитают заблужденья.

2.
Победу одержав над полчищем врагов, таких как опьяненность,
Ослепление, пристрастия и отвращенье3, царство йоги обрели они.
Познав учение4, изведав высший Атман5 — что как слиянье с милой. —
В лесу-обители блаженные живут.

3.
Оставив дома страсть, что ниспаденью служит,
Возжаждав Атмана — Упанишад нектаром6 утоляют жажду,
Без вожделения, к общенью и усладам безразличны,
Блаженные в безлюдье обитают.

4.
Оставив «я», «мое» — два слова, что творят оковы,
Неколебимы в славе и бесславье, на все они взирают беспристрастно.
Узрив творца иного, ему всем сердцем служат,
Освобождаясь от плодов созревшей кармы 7.

5.
Оставив три земных желанья, на путь освобожденья устремились8,
Лишь подаянием поддерживая тело;
Блаженные, родившиеся дважды9, в уединении зрят сердцем
Свет запредельный — Атман Высший.

6.
Не сущее, не не-сущее, не то-и-другое-вместе10, не большое, не малое 11,
Не женское, не мужское и не бесполое, семя единое12,
Брахмо — его душой сосредоточенной чтя,
Блаженные — в сиянье-и-славе, а остальные — в мирских оковах.

7.
Усмотрев путы самсары13, погрязшей в трясине незнанья,
Превратной, сути лишенной, страданья обители,14,
Смертью, рождением, старостью связанной, блаженные
Мечом знания их рассекают и обретают решимость.

8.
С неотвлеченной и мирной мыслью, с нравом кротким,
Душой утвердясь в единстве15, от ослепленья свободные,
Обитая в лесах, постигли они Атмана сущность16.
И эту Суть ночью и днем воочию созерцают блаженные.


1 Т. е. индриям; к ним относят пять органов чувств и пять органов действия. Назад...

2 Парама-артха — высшая истина, или реальность, тождественная Атману, Брахмо. Назад...

3 Мада, моха, рага, двеша; последние три называются основными клешами также и в системе буддизма. Назад...

4 Матам. Назад...

5 Пара-атма — высшая реальность, тождественная Брахмо. Назад...

6 Букв.: нектаром (раса) смысла Упанишад; раса — сок, сущность. Назад...

7 Курванти карма-парипака-пхалани. Карма включает три аспекта: накопленная, испытываемая и та, которая будет испытана в будущих воплощениях. Благодаря подвижничеству аскеты-отшельники уже в этой жизни освобождаются от накопленной кармы и тем самым от необходимости будущих воплощений, им остается только испытать плоды кармы данной жизни. Назад...

8 Вероятно, желания, связанные с тремя основными ценностями индуизма: должным (дхарма), приятным (кама) и полезным (артха) (или же: желание жены, сына, богатства); четвертая ценность — освобождение — абсолютна и является предметом почти всех индийских этико-философских учений (даршан). Назад...

9 Дви-джа (дваждырожденные) — представители трех высших варн, особенно брахманы. Назад...

10 Ср.: Бхагавад-гита, XIII, 12; Ригведа, X,129; Субала-упанишада, I. Назад...

11 Не большое, не малое (на махан-на ча-ану) — букв.: не вселенная и не атом, т. е. отлично и от того, что безмерно велико, и от того, что безмерно мало. Назад...

12 Ека-биджа; биджа — происхождение, корень, основа. Назад...

13 Самсара — непрерывная цепь перевоплощений (перерождений) существ; обусловливается духовным неведением (аджняна; авидья) и привязанностью к относительным ценностям, она регулируется законом кармы; это, в противоположность нирване, эмпирический мир. Достичь освобождения от самсары, неотъемлемым и основным качеством которой является страдание, — цель почти всех индийских этико-философских учений, включая джайнизм и буддизм. Назад...

14 Екатва-нищчитта-манобхих. Назад...

15 Атма-пада-сварупам. Назад...

16 Васту. Назад...


Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Забронировать билеты на самолет в анапу через интернет!
Хостинг от uCoz