92 KB 70 KB 50 KB 60 KB 67 KB 38 KB 107 KB 88 KB 76 KB 95 KB 67 KB 70 KB

к а м е н ь ,   г л и н а
Фото А. Дорофеева. Увеличенная репродукция: 69 Kb

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы.

Нагрудные каменные иконки XI-XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.

Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря позволяют датировать иконку первой третью XIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.

Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое.


Двусторонняя икона с изображением святых Симеона Столпника и Ставрокия на одной стороне и святого Георгия на коне — с другой. Темно-серый шифер, резьба. XIII-XIV вв.: 77 Кб. Двусторонняя икона с изображением святых Симеона Столпника и Ставрокия на одной стороне и святого Георгия на коне — с другой. Темно-серый шифер, резьба. XIII-XIV вв.: 65 Кб. Двусторонняя иконка с изображением Христа на престоле и Ипатия. Камень, резьба. XIII в.: 53 Кб. Двусторонняя иконка с изображением Христа на престоле и Ипатия. Камень, резьба. XIII в.: 51 Кб. Иконка двусторонняя. Камень, резьба. XIII в.: 36 Кб. Иконка двусторонняя. Камень, резьба. XIII в.: 40 Кб.
Иконка с рельефным изображением Богоматери Одигитрии. Камень, медь, резьба. Италия, середина XIII в.: 11 Кб. Фрагмент иконки. Камень, резьба. Середина XIII в.: 8 Кб. Амулет. Кремниевый	неолитический наконечник в футляре. Камень, медь, чеканка, гравировка. Начало XIV в.: 10 Кб. Крест нательный. Шифер. XII в.: 8 Кб. Крест нательный. Камень. XIII в.: 7 Кб. Крест нательный. Камень. XIII в.: 7 Кб.
Изразец с изображением гусляра и человека с посохом и птицей. Серая глина. Середина XV в.: 80 Кб. Лицевая сторона литейной формы. Известняк. XIII в.: 37 Кб. Оборотная сторона литейной формы. Известняк. XIII в.: 46 Кб.
Тигель для изготовления красителей. Глина. Конец XII в. Усадьба художника Олисея Петровича Гречина.: 15 Кб. Тигель-льячка для изготовления красителей. Глина. Конец XII в. Усадьба художника Олисея Петровича Гречина.: 19 Кб. Золотоордынская поливная чаша. Глина, полива. XIV в.: 14 Кб. Сосуд в форме горшка. Глина.: 20 Кб. Светильник. Глина. Конец XII в.: 24 Кб. Свечи восковые, круг воска. X в.: 25 Кб.

92 KB 70 KB 50 KB 60 KB 67 KB 38 KB 107 KB 88 KB 76 KB 95 KB 67 KB 70 KB
рольставни doorhan . проверка налоговая декларация расчета, акта, практика бизнеса как избежать налоговой проверки.
Хостинг от uCoz