Морихей Уэсиба


Ж И З Н Ь   и   П У Т Ь


(1895–1969)


СОДЕРЖАНИЕ


Биография

«Айкидо — истинное Будо»

«Искусство Мира» (из бесед, стихов, каллиграфии...)

Человек из легенды

Б И О Г Р А Ф И Я


Создатель айкидо Уэсиба Морихей родился в конце прошлого века в Японии в старинном самурайском роде из префектуры Вакаяма. Отец Морихэя был профессиональным наставником воинских искусств. По преданию, Морихэй с детства был хилым и болезненным, остро переживал насмешки соседей и сочувствие родных. Чтобы избежать насмешек он ушел из дома, решив вернуться лишь после того, как исправит природные недостатки, станет сильнее всех и сможет победить любого человека.

Для осуществления своей задачи Уэсиба выбрал боевые искусства и начал заниматься ими с поразительным рвением и упорством. Говорят, что он изучил множество видов боевых искусств, в том числе и каратэ-до. В 13 лет Уэсиба начал заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токасобуро, наставника школы Кито. По совету своего учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба в поисках сильнейших мастеров обошел всю Японию, оставаясь в учениках у тех, кто смог его одолеть, познавал их тайны и снова отправлялся в путь лишь после того, как побеждал очередного учителя. Параллельно Уэсиба постигал секреты кэндо (кэн-дзюцу) и фехтования на копьях (со-дзюцу) у знаменитого мастера школы Ягю, Накаи Масакацу. В дальнейшем, при создании айкидо, умение владеть мечом и копьем обогатило комплекс приемов этого вида борьбы.

В разгар русско-японской войны Уэсиба, поддавшись пропаганде, добровольно завербовался в армию и участвовал в боях на равнинах Манчжурии. Вернувшись в 1905 г. на родину, он заболел энцефалитом и несколько месяцев провел на грани между жизнью и смертью. В конце концов, закаленный организм победил недуг — Уэсиба поправился. И снова начались странствия в поисках высшей мудрости кэмпо.

Спустя 20 с лишним лет после начала странствий Уэсиба Морихей приобрел славу величайшего специалиста в области боевых искусств. За эти годы он познал столько, сколько другие не могут познать и за всю жизнь. Он мог победить любого, его же не мог победить никто.

Но душа его так и не обрела покоя. Уэсиба, одержавший бесчисленное количество побед и способный за считанные секунды одолеть чуть ли ни любое количество невооруженных и вооруженных соперников, вдруг ясно осознал, что цель, которую он когда-то перед собой поставил и к которой шел все эти годы — стать самым сильным и побеждать всех и каждого — есть не что иное, как блеф. Когда-нибудь появится тот, кто будет сильнее его, с возрастом на смену победам обязательно придут поражения, и более молодой мастер лишит его смысла жизни, отняв то, ради чего он жил. Он понял, что победа не приносит пользы и счастья ни ему, ни окружающим. А значит, любая победа относительна и даже бессмысленна.

Утратив прежние убеждения и образ мышления, Уэсиба начал искать новый путь. Он, прежде видевший в боевых искусствах лишь единоборство и не более того, начал читать философские трактаты, серьезно изучать буддизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, стучался в двери известных мудрецов и врата храмов.

В конце концов, Уэсиба нашел то, что искал. После мучительных размышлений и сомнений ему открылась истина: он должен идти путем природы и любви. И, соединив определенные элементы известных ему искусств с новой философией, Уэсиба создал принципиально новое искусство. Оно стоит особняком в ряду других боевых искусств и по праву считается самым трудным их них. И дал ему название айкидо, что можно перевести как «путь к гармонии духа», сравнив свое детище с волшебным мечом, который творит чудеса в руках не сильного, но правого.

Создав айкидо, Уэсиба долгие годы держал его в секрете, посвятив в тайну «волшебного меча» лишь нескольких избранных. И во всеуслышание объявил о его существовании лишь в 50-х годах, посчитав, что айкидо откроет новый путь сломленному и побежденному народу, утратившему веру и идеалы, находящемуся на грани катастрофы. Уэсиба искренне верил в огромные потенциальные возможности айкидо, более того, он писал, что оно предназначено не для группы людей, не для одного народа, а для всего человечества.

Тогда же, в пятидесятых годах, айкидо попало в США и Европу. Вначале в Японии вышла книга «Путь природы и любви в айкидо», написанная сыном мастера Кисомару, а затем сам Морихей вместе с сыном и первым учеником Коичи Тохеи совершил турне по США, Европе и Азии. Он активно содействовал распространению айкидо за рубежом — по его настоянию Тохеи открыл несколько айкицентров в США, а другие ученики — во Франции, Италии, Индии, Бирме, других странах. Айкидо приобрело немалую известность как в Японии, так и за рубежом, а сам Уэсиба за свою деятельность, которая была оценена по заслугам, получил звание профессора и почетный орден своей страны.

Умер Уэсиба Морихей в 1969 г.

 

А Й К И Д О   —   И С Т И Н Н О Е   Б У Д О


Поскольку слово «гармония» (ай) созвучно слову «любовь» (ай), я решил дать своему уникальному Будо название Айкидо. Слово Айки — очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.

Айки — это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.

Секрет Айкидо — в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет Айкидо, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: «Я и есть Вселенная».

Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник ни атаковал. Это не потому, что моя техника быстрее, чем техника партнера. Дело вообще не в скорости. Просто бой заканчивается, не успев начаться.

Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. Тем самым он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры «быстро» или «медленно».

Айкидо — это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает.

Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.

Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. «В любви нет противоречия. У любви не врага». Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.

Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его Будо — это Будо разрушения. Это не созидательное Будо. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного — не истинное Будо. Истинное Будо не знает поражения. «Непобедимый» означает «никогда не сражающийся».

«Победа» для нас — это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия.

Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой.

Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное Будо заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, — это придерживаться этого пути.

Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит себе самим своим намерением ударить. Я един с Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня. Перед Уэсибой из Айкидо нет ни времени, ни пространства — только Вселенная как она есть.

У Уэсибы из Айкидо нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать Будо означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного Будо нет ни противников, ни врагов. Истинное Будо — в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.

В Айкидо нужен такой ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который хочет быть сильным и тренироваться только для того, чтобы свалить противника.

Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего Айкидо из религии, я говорю: «Как раз наоборот». Принципы моего истинного Будо — это то, что освящает все религии и приводит их к завершению.

Я спокоен, когда бы и как бы на меня ни нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я оставляю все, как есть, Богу. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему все — не только, когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни.

Истинное Будо — это труд любви. Это труд дарования жизни всем существам, а не убийства или борьбы друг с другом. Любовь — это божество-защитник всего сущего. Без нее ничто не может существовать. Айкидо — это осуществление любви.

Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут общества друг друга, говоря и делая глупости. Добрые и злые существа — одна семья в этом мире. Айкидо отбрасывает любые привязанности; Айкидо не называет относительное добрым или злым. Айкидо поддерживает рост и развитие всех существ и служит совершенству Вселенной.

В Айкидо мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Мы идем по жизни с той же притягательностью нашего духа и пытаемся овладеть всей картиной мира.

Мы непрерывно молимся, чтобы сражения не произошло. Вот почему мы строго запрещаем поединки в Айкидо. Дух Айкидо — это дух любовной атаки и спокойного примирения. С этой целью мы связываем и объединяем противников силой воли любви. Любовью мы можем очищать других.

Понимай Айкидо прежде всего как Будо, а потом — как путь служения делу создания Мировой Семьи. Айкидо — не для одной страны и не для отдельного человека. Это единственная задача — выполнение работы Бога.

Истинное Будо — это любовная защита всех существ в духе примирения. Примирить означает позволить осуществиться миссии каждого.

Быть на Пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь.

Можно сказать, что Айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего дыхания. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия Айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда Айкидо принесет плоды в этом мире.

Без Будо нация приходит в упадок, потому что Будо — это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности.

Тот, кто стремится изучать Айкидо, должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством Айки и практиковать ее. Ты должен понимать Айки, практиковать его и постоянно совершенствоваться. Начинай воспитывать свой дух прямо сейчас! Айкидо — это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия Айкидо, и она должна стать твоей миссией.

Из книги Киссемару Уэсибы «Айкидо» (Хондзанся, Токио, 1963)

 

А Й К И Д О    —   И С К У С С Т В О   М И Р А


(из бесед, стихов, каллиграфии...)

1

Искусство Мира начинается с самого тебя. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым способом тренировать, и подходящий путь, которым можно следовать. Ты находишься здесь с единственной целью — осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность. Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней.

2

Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.

3

Все вещи, материальные и духовные, происходят из одного источника и находятся в родстве друг с другом, как члены одной семьи. Прошлое, настоящее и будущее содержатся в жизненной силе. Вся Вселенная произошла из одного источника, а мы повились благодаря совершенному процессу объединения и гармонизации.

4

Айки-до — это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем.

5

Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира.

6

Искусство Мира действует повсюду — от безбрежных пространств космоса до мельчайших растений и животных. Жизненная сила проникает всюду, ее мощь не знает границ. Искусство Мира позволяет нам ощутить ее и соприкоснуться с этим огромнейшим запасом вселенской энергии.

7

Восемь сил поддерживают мироздание: движение и неподвижность, твердость и текучесть, расширение и сжатие, объединение и разделение.

8

Жизнь — это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво.

9

Время от времени необходимо уединяться среди высоких гор и укромных долин, чтобы восстановить свою связь с источником жизни. Вдыхай и позволь себе воспарять во все концы вселенной; выдыхай и собирай космос внутри себя. Затем дыши всем плодородием вибрирующей земли.Наконец, смешивай дыхание неба и дыхание земли со своим собственным дыханием, и пусть оно становится Дыханием самой Жизни.

10

Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда. Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание — это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются отдельные техники Искусства Мира.

11

Взгляни на морские волны. Подходя к берегу, они с шумом вздымаются и падают. Таким должно быть твое дыхание. С каждым вдохом вбирай в свой живот всю Вселенную. Знай, что каждому доступны четыре сокровища: энергия солнца и луны, дыхание небес, дыхание земли и прилив и отлив морских вод.

12

Практикующие Искусство Мира должны защищать владения Матери Природы, это божественное творение, и сохранять его прекрасным и неувядшим. Состояние воина рождает естественную красоту. Тонкие техники воина проявляются так же естественно, как естественно сменяют друг друга весна, лето, осень и зима. Состояние воина — это не что иное, как сила, поддерживающая всякую жизнь.

13

Когда жизнь торжествует, происходит рождение; когда жизни препятствуют, происходит смерть. Воин всегда борется за Гармонию, а ставки в этой борьбе — жизни и смерть.

14

Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем.

15

Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце Матери Природы.

16

Не упусти случая

поучиться

у чистого голоса

горного ручья,

плещущегося среди камней.

17

Гармония зарождается в течении вещей, ее сердце подобно движению ветра и волн. Путь подобен венам, что разнося кровь по нашим телам вслед за естественным потоком жизненной силы. Если ты хоть немного отделен от этой божественной сущности, это значит, что ты сошел с тропы.

18

Твое сердце полно семян, готовых прорасти. Как цветок лотоса вырастает из грязи, чтобы раскрыть свою яркую красоту, так космическое дыхание заставляет цветок духа раскрываться и приносить плод в этом мире.

19

Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим. Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен.

20

Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления.

21

Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению.

22

Пронизывающее сверкание клинков,

Выкованных теми, кто следует Пути,

Поражает злого врага,

Крадущегося глубоко внутри

Их душ и тел.

23

Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь. Иногда Голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения.

24

Кристально чистый,

Острый и яркий,

Священный меч

Не оставляет

Злу ни малейшей лазейки.

25

Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен:

— успокоить свой дух и вернуться к источнику;

— очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть;

— быть вечно благодарным за дары, которые ты получил от Вселенной, от своей семьи, от Матери Природы и от близких тебе людей.

26

Искусство Мира основывается на четырех Великих Добродетелях: Храбрости, Мудрости, Любви и Дружбе, символами которых служат Огонь, Небо, Земля и Вода.

27

Сущность Искусства Мира — в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров.

28

Единственное лекарство от материализма — это очищение шести органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и ума). Если чувства перекрываются, твое восприятие задыхается. И чем больше оно задыхается, тем больше искажаются чувства. Так нарушается порядок в мире, а это — величайшее зло из всех. Очищай свое сердце, освобождай шесть чувств, чтобы они могли работать беспрепятственно, и твои тело и душа воспылают.

29

Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Воин обязан положить конец всяким спорам и страстям. Вселенская любовь действует во многих формах; каждое ее проявление должно иметь возможность свободно выражаться. Искусство Мира — это истинная демократия.

30

Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землей. Много троп ведет к вершине горы Фудзи, но эта вершина одна — любовь.

31

Верность и преданность ведут к храбрости. Храбрость ведет к жертвенности. Жертвенность рождает веру в силу любви.

32

Экономика — основа общества. Когда экономика стабильна, общество развивается. Идеальная экономика сочетает духовное с материальным, а лучшие товары — это искренность и любовь.

33

Искусство Мира не полагается на оружие или грубую силу; вместо этого мы приводим себя в гармонию со Вселенной, поддерживаем мир в наших сферах, пестуем жизнь и предотвращаем смерть и разрушение. Истинное значение слова самурай — "тот, кто служит и следует силе любви".

34

Воспитывай и очищай

Дух воина,

Совершая служение в этом мире;

Освещай Путь

Своим внутренним светом.

35

Искусство Мира чрезвычайно широко, оно отражает грандиозное устройство скрытых и проявленных миров. Воин — это живой храм Божественного, это ток, кто служит великой цели.

36

Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная; твое тело должно двигаться в такт движениям Вселенной; тело и ум должны быть связаны воедино в деятельности Вселенной.

37

Хоть наш путь и отличается от воинских искусств прошлого, вовсе необязательно отказываться от всего старого. Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей старой новые, лучшие формы.

38

Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче. Пусть тебя не заботит правота или неправота других. Не надо рассчитывать наперед, не надо действовать неестественно. Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй других учителей и другие традиции. Искусство Мира никогда и никого и ни в чем не ограничивает. Оно всеобъемлюще и всеочищающе.

39

Практикуй Искусство Мира искренне, и тогда злые мысли и дела исчезнут сами собой. Единственное желание, которое должно остаться, — это жажда новых и новых упражнений на Пути.

40

Просветленные никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами. Самые совершенные действия наследуют образцам, содержащимся в природе.

41

День за днем

Тренируй свое сердце,

Оттачивая свою технику:

Используй Одно, чтобы победить Многих!

Такова дисциплина Воина.

43

Цель тренировок — подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух.

44

В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности.

45

С древнейших времен

Усердная учеба и доблесть

Всегда были двумя опорами на Пути.

Силой постоянного упражнения

Просветляй и тело, и душу.

46

Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира.

47

Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности; сердце воинской доблести — это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена.

48

Истинный Воин всегда вооружен тремя вещами: сияющим мечом миротворчества; зеркалом храбрости, мудрости и дружелюбия; и драгоценным камнем просветления.

49

Сердце человека неотделимо от души неба и земли. В своей практике всегда помни о взаимодействии неба и земли, воды и огня, Инь и Ян.

50

Искусство Мира — это непротивление. Поскольку оно не сопротивлется, оно изначально победоносно. Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы, обречены на поражение. Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется.

51

В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение», то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума.

52

Причинить вред противнику — значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда — это и есть Искусство Мира.

53

Полностью пробужденный Воин может свободно пользоваться всеми элементами неба и земли. Истинный Воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты. Ум и тело Воина должны быть пронизаны просветленной мудростью и глубоким покоем.

54

Всегда практикуй Искусство Мира трепетно и с радостью.

55

Необходимо разработать стратегию, которая использовала бы все доступные физические условия и элементы. Лучшая стратегия — это та, которая полагается на неограниченный диапазон реакций.

56

Правильная поза тела отражает правильное состояние ума.

57

Ключ к хорошей технике — в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бедра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр — это твой живот; если там же сосредоточен твой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии.

58

Двигайся, как луч света,

Летай, как молния,

Бей, как гром,

Вращайся вокруг

Устойчивого центра.

59

Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо.

60

Если твой противник атакует, как огонь, парируй, как вода, становясь совершенно жидким и текучим. Вода по своей природе никогда ни обо что не может разбиться. Наоборот, она без вреда для себя проглатывает любое нападение.

61

Начало всех приемов — в гармоничном сотрудничестве правого и левого. Левая рука держит жизнь и смерть; правая рука управляет ими. Четыре конечности тела суть четыре опоры неба; они проявляют восемь направлений, Инь и Ян, внешнее и внутреннее.

62

Проявляй Ян в своей правой руке,

Уравновешивай его

С Инь, проявляемой слева,

И направляй своего партнера.

63

Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снаружи. Они по ту сторону времени и пространства.

64

Зарождайся от Великой Земли;

Вздымайся, как Великие Волны;

Стой, как дерево, сиди, как скала;

Используй Одно, чтобы победить Всех.

Учись и забывай!

65

Когда противник идет вперед, выходи навстречу и приветствуй его; если же он хочет отойти, проводи его.

66

Тело должно быть треугольным, сознание — круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приемов. Квадрат — это прочность, основа всякой власти.

67

Всегда старайся быть в союзе с небом и землей; тогда будешь видеть мир в истинном свете. Самодовольство исчезнет, и ты сможешь поглощать в себя любое нападение.

68

Если твое сердце достаточно велико для того, чтобы принять в себя твоих противников, ты можешь видеть их насквозь и избегать их нападений. И когда ты примешь их в себя, то сможешь направлять их по пути, указанному тебе небом и землей.

69

Свободный от слабости,

Просто не обращай внимания

На яростные атаки

Своих врагов:

Иди и действуй!

70

Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги.

71

Каждый день жизни человека несет в себе радость и гнев, боль и удовольствие, тьму и свет, рост и упадок. Каждый миг служит великому замыслу Природы. Не пытайся же отрицать или сопротивляться космическому порядку вещей.

72

Хранители этого мира

И стражи Путей

Богов и Будд,

Приемы Искусства Гармонии

Позволяют достойно встречать

Каждый вызов.

73

Сама жизнь есть испытание. Тренируясь, ты должен испытывать и отшлифовывать сам себя, чтобы достойно встречать великий вызов жизни. Выйди за пределы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно.

74

Будь благодарен даже за трудности, неудачи и за встречи с дурными людьми. Преодоление препятствий — важнейшая часть обучения Искусству Мира.

75

Неудача — залог успеха;

Каждая ошибка чему-то учит нас.

76

Даже если тебе бросает вызов

Один-единственный противник,

Будь бдителен,

Ибо тебя всегда окружает

Целый сонм врагов.

77

Искусство Мира — в том, чтобы восполнять недостающее.

78

В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем. Сила пребывает там, где наша Ки сосредоточена и устойчива; замешательство и дурные мысли появляются, когда Ки застаивается.

79

Существуют два типа Ки: обычная Ки и истинная Ки. Обычная Ки — грубая и тяжелая; истинная Ки — легкая и подвижная. Чтобы достигать успеха, ты должен освободиться от обычной Ки и пропитать свои органы истинной Ки. Это — основа мощной техники.

80

В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой. Никогда не убегай от вызова, но не пытайся неестественным образом подавить или подчинить своего противника. Позволь нападающим подойти к тебе так, как им угодно, а затем слейся с ними. Никогда не преследуй противника. Отводи каждую атаку в сторону и держись за спиной атакующего.

81

Видя меня перед собой,

Враг нападает,

Но к этому времени

Я уже стою

В безопасности за его спиной.

82

Когда тебя атакуют,объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником спереди и сзади, справа и слева.

83

Твой дух есть твой истинный щит.

84

Противники идут сплошным потоком, но на самом деле нет ни единого противника. Глубоко входи в атаку и нейтрализуй ее, втягивая ее переправленную силу в свою собственную сферу.

85

Даже самый сильный из людей имеет ограниченную сферу силы. Вытащи его из этой сферы и затащи в свою, и его сила рассеется.

86

Слева и справа

Избегай любых

Резких блоков и отражений удара.

Захватывай сознание своих противников

И рассеивай их!

87

Настоящее Искусство Мира — в том, чтобы не жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага. Побеждай врагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не пострадает. Путь Воина, Искусство Политики — в том, чтобы остановить беду до того, как она начнется. Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий. Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию.

88

Овладевай божественными приемами

Искусства Мира,

И ни один враг

Не посмеет

Бросить тебе вызов.

89

Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени. Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира.

90

Прогресс приходит

К тому, кто

Тренируется и тренируется;

Если будешь рассчитывать на тайные техники,

То ничего не достигнешь.

91

Просто играть то с этой,

То с той техникой —

Занятие бесполезное.

Действуй решительно,

Выкладывайся полностью!

92

Если ты воспримешь истинную форму неба и земли, то постигнешь и свою собственную истинную форму. Если ты постигнешь какой-либо принцип, то сможешь взять его на вооружение. Применив что-либо на практике, поразмышляй о своих усилиях. Так и продолжай все время.

93

Искусство мира можно выразить в таких словах: Истинная победа — это победа над самим собой; пусть этот день наступит поскорее! «Истинная победа» означает несокрушимую храбрость; «победа над самим собой» — это неослабевающее усилие; а «тот день» — это славный день триумфа здесь и сейчас.

94

Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина.

95

Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах.

96

Техники Пути Мира постоянно изменяются; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство мира не имеет формы — оно есть изучение Духа.

97

В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остается догм. Великий Путь — это, на самом деле, Отсутствие Пути.

98

В Искусстве Мира, которое я практикую, есть место для каждого из восьми миллионов богов мира, и я сотрудничаю со всеми. Бог Мира велик, он покровительствует всему божественному и просветленному в каждой стране.

99

Искусство Мира — это форма молитвы, которая порождает свет и тепло. Забудь о своем маленьком «я», не привязывайся к объектам, и ты будешь излучать свет и тепло. Свет есть мудрость; тепло есть сострадание.

100

Мало строить храмы и часовни. Утверждай себя как живой образ Будды. Каждый из нас должен стать богиней сострадания или победоносным Буддой.

101

Полагайся на Мир,

Чтобы проявились твои

Многогранные способности;

Умиротворяй свое окружение

И твори прекрасный мир.

102

Божественное — это не только то, что высоко над вами. Оно и на небе, оно и на земле, оно внутри нас.

103

Объединись с Космосом, и тогда сама мысль о трансцендировании исчезнет. Трансцендирование — занятие для непосвященных. Когда исчезает даже след трансцендирования, тогда проявляется истинная личность — Божественное Существо. Стань пустым и предоставь действовать Божественному.

104

Нельзя видеть или касаться Божественного нашими грубыми органами чувств. Божественное внутри тебя, а не где-либо еще. Присоединись к Божественному, и ты сможешь воспринимать присутствие богов повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них.

105

Божественное не любит, когда его запирают в помещении. Божественному нравится быть под открытым небом. Оно всегда здесь, в этом самом теле. Каждый из нас — миниатюрная Вселенная, живой храм.

106

Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, оно отзывается эхом внутри тебя.

107

Искусство Мира — это религия, которая не является религией; оно делает совершенными и завершенными все религии.

108

Путь чрезвычайно широк. С древних времен и поныне даже величайшие мудрецы не были способны охватить всю истину; объяснения и учения мастеров и святых выражают лишь часть целого. Никто не может говорить о таких вещах во всей их полноте. Поэтому просто направляйся к свету и теплу, учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с Божественным.

109

Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, принять увечья — это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила любви.

110

Мир всегда будет изменяться, но битвы и войны могут уничтожить нас всех до единого. Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны.

111

О, божественная красота

Неба и земли!

Все мироздание — Единая семья.
 

Ч Е Л О В Е К   ИЗ   Л Е Г Е Н Д Ы


Морихэй Уэсиба — человек с фантастическими способностями, владевший множеством боевых искусств и ставший основателем «Искусства Мира», известного нам как айкидо. Это боевое искусство, способствующее совершенствованию и духовному росту личности. Принципы, заложенные в нем, позволяют остановить агрессора, не причинив ему вреда. Отрицая борьбу, избегая противоречий с природой, не преклоняясь перед грубой силой, айкидо является воинским искусством любви, дающим возможность быть в гармонии с другими людьми и всем окружающим миром.

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в поселении Танабэ, недалеко от японского города Осака. Это место славится буддистскими храмами, загадочными пещерами и святыми водопадами. Родители Уэсибы были людьми состоятельными. Мать, Юки, увлекалась искусством и литературой. Иороку Уэсиба, отец мальчика, более 20 лет был членом совета поселения.

Морихэй родился очень слабым и болезненным, что не предвещало сбыться его заветной мечте — стать героем-воином. Но Уэсиба был одаренным ребенком. Он очень много читал и быстро впитывал в себя колоссальный поток знаний. Побоявшись, что сын превратится в «книжного червя» и заядлого мечтателя, Иороку предоставил ему возможность заниматься сумо, продолжительной ходьбой и плаванием. Однажды, став свидетелем бандитского нападения на отца, Уэсиба понял — человек должен уметь давать отпор грубой силе. Именно это событие и подтолкнуло его к поиску истинного призвания в жизни.

В 17 лет он уже работал бухгалтером. Попробовал себя в предпринимательстве. Бизнес Уэсибы процветал. Но это не привлекало его, и он продолжал тренировки, начал заниматься дзю-дзюцу и фехтованием.

Морихэй Уэсиба был невысокого роста (всего 156 см), поэтому, чтобы вступить в армию во время русско-японской войны, ему пришлось упражняться в висах на ветвях деревьев с привязанными к ногам тяжестями для выпрямления позвоночника. Он проводил долгие часы в горах, упражняясь с мечом; он носил на своей спине больных и немощных паломников весь двадцатимильный путь к Святилищу Кумано, совмещая при этом акт милосердия с тренировками; чтобы выработать силу рук, он работал на рыбачьих лодках.

В течение армейских лет Уэсиба превратил себя в тэцудзина — «железного человека», — его вес составлял почти 82 кг. Морихэй страстно желал стать воином и не жалел сил на тренировки, он учился у лучших мастеров боевых искусств, таких как Масакацу Накаи, Дзигоро Кано (который позже будет восхищен способностями Уэсибы).

После войны он добровольно решил переселиться на самый северный остров Японии — Хоккайдо в качестве одного из пионеров. Для освоения территории он взял с собой группу из 84 человек. Несмотря на серьезные трудности, благодаря усилиям Уэсибы, проект заселения стал успешным.

Морихэй был очень высокого мнения о собственной силе и мастерстве — до тех пор, пока не познакомился с Сокаку Такэдой, Великим Мастером Дайто-рю. Он обучался у Такэды при любой возможности. Этот «пахнущий кровью и насилием» человек, был самым авторитетным учителем в жизни Уэсибы. Он мог одолеть любое число атакующих благодаря использованию айки — тонкого смешения положительной и отрицательной энергий.

Освоение Хоккайдо и обучение у Такэды закалили дух Уэсибы и придали ему силы. Морихэй стал чрезвычайно выносливым. Но он стремился к чему-то более глубокому, к цели более возвышенной.

После смерти отца, сломленый горем, Уэсиба решил примкнуть к секте Омото-кё, которую возглавлял Онисабуро Дэгути, сыгравший роль духовного наставника в его жизни.

Дэгути утверждал, что «искусство есть основа религии», целью Омото-кё было превращение любой обыденной деятельности в творчество. Уэсиба и Дэгути были настроены на одну и ту же духовную «волну». В результате, в 1924 году, совместными усилиями, взяв с собой несколько членов секты, они предприняли «Великое Монгольское путешествие», целью которого было создание в Монголии «рая на земле». Но, увы, идея была обречена на провал. Дэгути и Уэсиба вернулись в Японию. Морихэй стал другим человеком. Близкие Уэсибы ощущали, что вокруг него бушует пугающая сила, когда он входил в комнату, в ней иногда начинали трястись предметы.

Весной 1925 года в додзё* Аябэ явился офицер, известный своим мастерством в кэндо. Во время беседы с Уэсибой у них возникли разногласия в тонких вопросах будо, и Уэсиба предложил офицеру попробовать уязвить его деревянным мечом. Взбешенный таким поведением, которое он посчитал просто наглостью, офицер начал свирепо размахивать мечом. Невооруженный Уэсиба избегал самых быстрых ударов и молниеносно реагировал на каждый выпад. Когда совершенно измученный офицер сдался, Морихэй вышел в сад, чтобы умыть лицо холодной водой и собраться с мыслями.


* Яп. «тренировочный зал».

Проходя между деревьев, он почувствовал, как под его ногами задрожала земля, и в тот же миг его окутало золотым светом. Уэсиба потерял чувство пространства и времени, все вдруг стало чистым и ясным.

«Я видел Божественное, — говорил он позже, рассказывая об этом событии, — и достиг просветления — чистого, самопокоряющего, мимолетного и несомненного. В одно мгновение я познал природу сотворенного: путь воина заключается в проявлении божественной любви, духа, который пронизывает и питает все сущее. Слезы благодарности и счастья катились по моим щекам. Я увидел всю Вселенную как свой дом; солнце, луна и звезды стали моими близкими друзьями. Исчезла какая-либо привязанность к материальным предметам».

После этого преображения Уэсиба начал проявлять неслыханные способности: он мог переносить огромные валуны, делать прыжки невероятной длины и уклоняться от любых нападений — всегда и везде. Уэсиба покинул Аябэ, штаб-квартиру Омото-кё и Дэгути. Он пошел своим путем. Его задачей стало распространение по всему миру истинного смысла будо.

Уэсиба вернулся в Токио и начал преподавать Айки-будо. Учениками Уэсибы были высокопоставленные военные и морские офицеры, аристократы и состоятельные бизнесмены. Уэсиба поражал воображение видавших виды токийцев. На военной базе он сразился с целым взводом, в котором было около сорока человек, и разбросал всех в считанные секунды. Все больше и больше людей стремилось учиться у него.

Однажды на демонстрацию искусства Уэсибы явилась группа снайперов. Когда Уэсиба узнал, кто они, он заявил: «Я неуязвим для пуль». Вполне понятно, что стрелки были оскорблены и потребовали от него доказательств. Уэсиба согласился подписать письменное заявление, освобождающее снайперов от какой-либо ответственности в том случае, если он будет ранен или убит, и они договорились о встрече на военном стрельбище.

В день испытания жена Уэсибы умоляла его бросить эту затею. Уэсиба попросил ее не волноваться и отправился на стрельбище с совершенно беззаботным видом. Там он спокойно встал у мишени, расположенной примерно в семидесяти пяти футах (23 метра) от стрелков. Когда снайперы прицелились и выстрелили, несколько из них упали на землю, а Уэсиба, целый и невредимый, необъяснимым образом очутился позади них. Все присутствующие онемели от неожиданности, а затем потребовали от Уэсибы повторить это чудо. «Конечно», — согласился он и вновь подошел к мишени. Раздались выстрелы, стрелки зашатались, а смеющийся Уэсиба вновь стоял позади них.

В 1933 году появилось первое руководство «Будо Рэнсю», которое распространялось только в узких кругах. Через пять лет вышла в свет еще одна книга Уэсибы, под названием «Будо».

Морихэй Уэсиба стал учителем будо для элиты всей страны, он регулярно получал от государства зарплату, сравнимую с окладами министров. Позже был назначен на должность Первого Советника по Боевым Искусствам при правительстве Мантюкуо, установленном в Манчжурии в 1932 году.

В 1942 году Уэсиба оставил свою государственную должность, поскольку насилие и разрушения войны (японско-китайской) представляли полную противоположность цели истинного будо — воспитания и содействия жизни.

В 1955 году состоялась первая публичная демонстрация «Искусства Мира». Было снято множество документальных фильмов. Искусство айки-до начало распространяться по всему миру, его преподавали во Франции и на Гавайях.

Последние годы Уэсибы были очень спокойными, он посвятил их исследованиям, молитвам и упражнениям. Внешность Уэсибы стала бесплотной, призрачной: белые одежды, седые волосы и мягкая белая борода. Его здоровье постепенно ухудшалось, но даже когда он был прикован к постели своим последним недугом, Уэсиба все еще был способен призывать волшебную космическую силу, достаточную для того, чтобы разбросать во все стороны четырех помощников, если они начинали обращаться с ним, как с дряхлым стариком. Уэсиба продолжал оттачивать техники своего искусства вплоть до самой смерти.

Морихэй Уэсиба ушел из жизни в возрасте 86 лет 26 апреля 1969 года.

«Айкидо предназначено для всего мира. В нем нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем», — таковы были последние слова Уэсибы, адресованные его ученикам.

Яна Лазарева
Журн. «Неведомый Мир» 3.2001

Состав, дизайн, вёрстка — EsoServer

Хостинг от uCoz